Как стало известно «Ъ«, Госдума до конца года может принять поправки к Трудовому кодексу (ТК) о введении обязательного применения профессиональных стандартов — то есть требований к работникам по уровню образования, стажу работу и набору умений. С 2016 года соответствовать им должны будут сотрудники госсектора, а с 2020 года — все остальные. Уже зарегистрированные стандарты касаются, в том числе, сотрудников СМИ, часть которых не сможет работать без профильного образования.
О том, что профстандарты (описывают необходимую квалификацию работников) «должны стать обязательными для государственных организаций», заявил 9 декабря 2013 года Владимир Путин. В июне 2014 года правительство внесло в Госдуму поправки в гл. 31 Трудового кодекса (о подготовке работников) об обязательном применении профстандартов в госсекторе. В первом чтении они были приняты в сентябре. Глава комитета по труду и соцполитике Ольга Баталина заявила «Ъ», что «проект был существенно доработан комитетом и будет рассмотрен ко второму чтению на следующей неделе».
В ТК появится отдельная статья 195.2, описывающая применение работодателями профстандартов. Они станут обязательными для государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений и организаций, более 50% которых находятся в государственной или муниципальной собственности с 1 января 2016 года. В Минтруде это объясняют тем, что «госсектор стандартно во всех сферах первый», и с него нужно начинать вводить новые требования. С 1 января 2020 года применять профстандарты будут обязаны все работодатели. В каком порядке будут приводить в соответствие со стандартами действующих сотрудников, в проекте не уточняется.
По словам чиновников Минтруда, сейчас Минюст зарегистрировал 199 профстандартов, к концу года их должно стать 350. Летом уже были зарегистрированы стандарты «корреспондент СМИ» и «редактор СМИ». Последние делятся на два типа. Одни должны заниматься «работой над содержанием публикаций» (от выбора тем до редактирования), у них должен быть опыт «не менее шести месяцев работы корреспондентом» и степень бакалавра «в области СМИ». Второй тип должен заниматься «организацией работы» редакции (от разработки проектов до «установления и поддержания контактов с внешней средой») и иметь трехлетний опыт репортерской или редакторской работы. К репортерам же требований по опыту работы и образованию (кроме того, что оно должно быть высшим) нет. Но во всех случаях есть указание на «необходимый» набор «трудовых действий», «необходимых» умений и знаний. Так, для корреспондента это «достоверные источники информации», «правила охраны труда».
На ВГТРК официально комментировать введение профстандартов отказались. Источники «Ъ» в холдинге говорят, что большинство корреспондентов и редакторов имеют законченное высшее образование по специальности «журналистика». Заместитель гендиректора Общественного телевидения России (учреждено автономной общественной организацией по распоряжению правительства РФ) Игорь Найговзин также заверил «Ъ», что у большинства сотрудников «профильное образование». Главный редактор и владелец газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев (закончил геологоразведочный и литинститут) заявил «Ъ», «что последние пять-шесть лет» почти не берет людей с журналистским образованием. Он надеется, что норма изменится до вступления в силу: «Почему государство должно решать, кто должен писать, что писать и как писать?».
Профстандарт также предлагается учитывать при определении системы оплаты труда, говорит эксперт по трудовому праву Павел Сутулин. Работодатель, опасается он, «может лишиться возможности определять уровень зарплаты у разных категорий работников, если по стандарту у них один уровень квалификации» как у корреспондента и работающего над публикациями редактора. Уполномоченный по правам студентов Артем Хромов отмечает, что «количество выпускников вузов, которые не могут найти работу по специальности, довольно велико», но четкой статистики не существует. Но Минобрнауки готовит исследование трудоустройства выпускников: ведомство собирается соединить базу данных выданных дипломов с информацией Пенсионного фонда. В 2005 году портал Superjob выяснил, что около 55% пользователей работали не по специальности. Глава сервиса Алексей Захаров отмечает, что «в определенных областях» и так есть жесткие требования: «Ты не можешь стать врачом или летчиком, если у тебя нет соответствующего диплома. Что касается госслужбы — у нас был министр обороны без военного образования (Анатолий Сердюков, министр обороны в 2007-2012.— «Ъ»), но убрали его не за это».
Законопроект концептуально поддержали государственно-правовое управление президента, ФНПР и РСПП. Однако РСПП предложил учитывать «значимые при оценке профпригодности» личностные характеристики работника.
Максим Иванов, Сергей Горяшко, Александр Черных