Почетный гражданин: «Анатолия Серова знают»
В конце ноября в Центральной городской библиотеке им. Мамина-Сибиряка прошла встреча с историком-краеведом И. Фомичевым.
В своем выступлении Игорь Алексеевич рассказал об истории города. Для людей, мало знающих историю нашего города, это было интересно. А накануне в «Глобусе» вышла статья с интригующим названием «Когда вернется «поезд переименований»?» (авторы: А. Гребенкин, И. Фомичев – ред.). И в газетном материале, и в выступлении Фомичева ставится вопрос о переименовании нашего города. Кстати, не в первый раз.
Инициатор этого предложения, видимо, работает по принципу: капля камень точит. А вдруг на сей раз повезет. Смотришь, и лавры получит «борец за справедливость» и удовлетворение самолюбия.
Во-первых, горожане знают о героическом летчике Анатолии Константиновиче Серове, в юности учившемся и работавшем в нашем городе. А кто знает о Надежде Половцовой? Некоторые горожане даже ее фамилию неправильно произносят.
Кстати, 2 декабря на встрече с семиклассниками школы №22 я задал вопрос о Серове и Половцовой. О Серове знают половина ребят, о Половцовой – поднялась одна рука. Конечно, эта барынька, не знавшая что такое труд, не бывавшая в нашем городе и ничего не знавшая о каторжном труде людей, работавших на ее заводе – не заслуживает того внимания, которое ей оказывает И. Фомичев.
Еще один штрих. В те времена на селе не очень почитали так называемых незаконнорожденных детей. И если девушка «сгульнула» и родила вне брака, а в данном случае так и было с мамой Надежды, деревенские парни обходили ее стороной, а родители страшно переживали этот позор.
Во-вторых, хочу подчеркнуть, на Надеждинском заводе были каторжные условия труда. Заводчане работали по 12 часов, за любой проступок – штраф, увольнение, то есть обрекали семью на голодную смерть. Да и за свой каторжный труд рабочие получали мизерную зарплату и еле-еле сводили концы с концами.
На Урале исторически сложилась традиция: рабочим разрешалось иметь клочок земли, который им определяло руководство завода. Семья на этой земле выращивала картошку и овощи. «Благодетели» Половцовы даже этого не делали.
Рабочим часто вместо денег выдавали талоны, по которым они могли только в лавках хозяев приобретать продукты, стоившие дороже, чем в лавках частных торговцев. И здесь Половцовы имели свою выгоду.
Фомичев представляет семью Половцовых эдакими благодетелями: они и начальную школу открыли, и фельдшерский пункт создали, и храм для народа построили… Но Половцовы и здесь блюли свою выгоду: в школе учились будущие рабочие – время требовало грамотных трудяг. И больные рабочие тоже обуза, заводу нужны здоровые работники. А в храме батюшка призывал к терпению, к тому, чтобы рабочие не роптали на свою каторжную жизнь. Прививалась рабская психология.
Наши церковники и семью Романовых, по чьей вине погибли миллионы русских мужиков в Первую мировую войну, причислили к лику святых. А лидер ЛДПР Жириновский предложил восстановить в России монархию, иначе, мол, пропадет наша страна. Вот к чему приводит попытка реставрации прошлого.
В-четвертых, автор оскорбляет русский народ, а значит и серовчан, заявляя в статье, что «русский народ «на эмоциях» или в «политическом угаре»…ТАКОЕ может сделать…что потом десятилетиями потомки не знают, как с ЭТИМ разобраться». Получается, что наши отцы и деды совсем не мыслили и не имели своего мнения. Категорически возражаю, ибо помню, как на встречах в цехах заводов рабочие, не стесняясь в выражениях, критиковали всех начальников, вплоть до первого секретаря горкома. И я заявляю, что среди рабочих не было демагогии, а было понимание ситуации и делались толковые предложения.
По Фомичеву выходит, что мы жили и живем не в настоящем, а каком-то эфемерном городе. Это сколько же поколений прожило в «ненастоящем» городе?
Против переименования высказываются городской Совет ветеранов, Комитет ветеранов войны, члены литературного клуба им. Асадова, Серовское землячество в Москве, Почетные граждане города. Кавалер ордена Славы Сергей Михайлович Ушаков выразился с солдатской прямотой: «Что они, эти «деятели», снова придумывают? Не нужно от безделья заниматься ерундой. Я в 17 лет ушел в армию и воевал за Родину и за Серов. Никаких переименований!»
А вас кто поддерживает, Игорь Алексеевич?
И последнее. Не нужно решать за администрацию и подчеркивать, что администрация должна принять решение о переименовании. А если не примет такого решения? Тогда, по-вашему, работники администрации и глава города Е.В. Бердникова не имеют «здравого смысла»? Подобные высказывания даже оскорбительны! Я в свое время работал в горисполкоме и в районной администрации, знаю эту работу. Это со стороны кажется, что там делать нечего. Уверяю вас, работы там хватает и без ваших «фантазий».
А. Антонов, Почетный гражданин Серовского городского округа.
Краевед: «Наши истоки – Надеждинск»
Уважаемый Анатолий Иванович!
Мы живем в новой России, в 21 веке. Ваше письмо хорошо бы прошло в качестве выступления на каком-нибудь партийном собрании лет так 30-40 назад под всеобщий «одобрямс». Тогда было принято представителям партийной номенклатуры (подчас и дня не работавшим на заводах, но, конечно, переживающих за судьбу рабочего класса) выступать и принимать решения от имени всего трудового народа.Но рабочий класс это не серая однородная масса, у каждого человека (где бы он не трудился) имеется свой взгляд и свое суждение. Хотя, конечно, хорошо бы, прежде чем иметь свое мнение в каком-либо вопросе – надо в этом вопросе разбираться. Чтобы не было как раньше: «не читал, не знаю, но против»…
У кого есть профессия, квалификация да «золотые» руки – те всегда жили и живут нормально. А ленивые, пьяницы да транжиры – только стонут и ругают любую власть. Вот и в годы строительства Надеждинского завода и поселка рабочие жили по-разному, кто хотел работать – имел все: работу, дом, семью. Так, к примеру, в 1913 году заработок рабочих нашего завода был от 45 до 72 рублей (это в два раза выше жалования учителя на тот период).Не надо вводить в заблуждение читателей. Во многом вы ошибаетесь, Анатолий Иванович. Никогда не было в Надеждинске торговых лавок «от Половцовых», никогда владельцы завода не запрещали рабочим разбивать около домов грядки. В те времена в России (в том числе и в Надеждинске) было четкое разделение: рабочий класс и крестьянство. Не принято было рабочему «копаться» в огороде, он трудился на заводах и фабриках и вполне мог на свою зарплату купить себе и пропитание, и одежду, и лекарства, и детей в школу отправить. А вот повсеместная традиция сажать картошку, чтобы не умереть с голоду, началась в России как раз с 1921 года – возникновения советских «голодоморов».
Про эксплуатацию и каторжный труд на заводах писать легко. При этом словно забывая, что это было более 100 лет назад. В тех исторических условиях в России мало чего было механизировано, а тем более автоматизировано и компьютеризировано – все на лошадях да телегах.Далее. О чьем-либо происхождении… Дети родителей не выбирают и не отвечают за них. Мне кажется, что воспитанному, культурному человеку не пристало делать какой-либо акцент на чьем-либо происхождении. История знает много великих имен «незаконнорожденных»: В. Жуковский, А. Фет, К. Чуковский, А. Герцен, Леонардо да Винчи, Джек Лондон. Но вряд ли кому-то в голову приходят мысли осмеять этих людей в их «неправильном» происхождении.
И давайте не будем влезать в дела церковные. Возвели царскую семью в лик святых мучеников – и, слава Богу. Наверное, только жестокосердный человек не ужаснется той кровавой бойне, которая произошла в екатеринбургском доме Ипатьева и на Ганиной Яме. А сколько потом еще несколько десятилетий в нашей стране шла ужасающая расправа, сколько миллионов было расстреляно и сгинуло во имя «светлого будущего»?! Сия чаша не обошла стороной и наших земляков. На сегодняшний день есть данные о 1637 репрессированных надеждинцев. 786 из них было расстреляно, а 851 приговорен к различным срокам заключения в лагерях. Причем самому младшему «врагу народа» было 16 лет, а самому старшему – 75.
В одном с вами соглашусь, Анатолий Иванович, надо изучать и знать историю родного края и ученикам в школе, и взрослому населению, и всем заслуженным и почетным.
Мы живем не в каком-то «эфемерном», а в настоящем городе. Президент России В.В. Путин в своем недавнем выступлении сказал, что гордится возвращению Крыма, это возвращение к истокам (крымский Херсонес – купель русского православия). А для нашего города истоки – это Надеждинск. И к этим истокам нам надо вернуться.Игорь Фомичев.