– Игорь Алексеевич, мы с вами знакомы давно, а в последнее время еще и активно пишем в «Глобус» краеведческие статьи. Но не все читатели хорошо знают вас, поэтому наверное на сайте serovglobus.ru и раздаются вопросы: кто такие наши краеведы, уж не «засланцы» ли они, приехавшие в Серов, чтоб себя пропиарить…
– Я горожанин в третьем поколении, родился 28 марта 1962 года в Серове, в нашем городе, в котором мы живем, о котором мы и пишем. Ходил здесь в садик (он и сейчас, кстати, действует на проспекте Серова – «Солнечный зайчик»). Учился в 20-й школе.
Если говорить о корнях, то моя бабушка по папиной линии, Анна Трофимовна Столбова, родилась в 1898 году в Старой Сотринке, была такая в нашем районе деревушка в десять дворов. А через полтора года после рождения она уже стала жительницей Надеждинска. А дед мой, Филипп Андреевич, воевал в Белой армии юнкером, и никогда об этом не жалел, хотя впоследствии судьба не раз с ним жестоко за это обходилась: его и отчисляли из университета, и арестовывали, и не раз он «висел на волоске» от репрессий.
Деда своего, прошедшего блокаду Ленинграда, вспоминаю часто, особенно когда возникают какие-то трудности, и понимаю, что ему-то было гораздо сложнее, чем мне! А дом деда и сейчас стоит на ул. Краснофлотской в Завокзальном поселке, в котором родители мне дали жизнь. Помню еще, как моя другая бабушка, по маминой линии, всегда говорила, что при царе жилось лучше, чем при советской власти, но я, будучи пионером, активно с ней спорил! Но сегодня, спустя годы, я бы с ней во многом согласился.
– Судьба и вас помотала?
– В 1978 году наша семья переехала жить в Крым, так как моей маме, медицинскому работнику, предложили там работу и жилье. В селе Славном я закончил 9-10-й классы средней школы, а после – служил три года на Балтийском флоте на надводном корабле.
После службы, в морской форме, приехал учиться в Свердловск, в Уральский государственный университет на исторический факультет. В Крыму мне почему-то никогда не хотелось учиться, жить и работать, поскольку всегда воспринимал это место – только для отдыха. Да и тянуло сильно на Урал, на мою малую родину. После окончания университета по направлению работал учителем истории в Невьянске, а потом, в сложные 90-е, уехал в Ямало-Ненецкий автономный округ, в город Новый Уренгой.
Причина такого переезда проста – зарплата учителя истории там была в два раза выше (на целых 120 рублей!), чем в Невьянске, надо было кормить свою семью. Мне удалось быстро сделать хорошую карьеру, стал депутатом уренгойского горсовета, а также активным членом профсоюзного комитета. Но жить отдельно от семьи всегда трудно, тем более что сын болел, а с такой болезнью на севере делать нечего.
Вернувшись в Невьянск, я снова преподавал в школе, возглавлял городской профсоюзный забастовочный комитет. В те годы зарплату хронически задерживали, не платили по 4-6 месяцев. В этот период пришлось поработать и лесорубом в лесничестве, где аккуратно и в срок выдавали зарплату, которая была примерно в три раза больше, чем в школе. Хотя труд этот, конечно, был не из легких, два раза надсадился. Предлагали даже остаться мастером бригады, но мое призвание – история.
Приходите!
22 марта в 12.00 в Центральной городской библиотеке им. Д.Н. Мамина-Сибиряка состоится презентация новой книги Игоря Фомичева: «Надеждинск – Серов. Материалы и документы по истории города». Стоимость одного экземпляра – 350 рублей.
– На сегодняшний день вы единственный активно действующий историк-краевед нашего города. Как это произошло?
– В Серов, город детства, я вернулся в 2002 году. Преподавал в 14-й школе, пока Николай Николаевич Новиченков не предложил мне поработать с ним в Верхотурском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике.
Наука, историческая наука, меня всегда влекла, поэтому я и согласился с радостью. Каждый день мы ездим на работу из Серова в Верхотурье, но что ни сделаешь ради любимой работы! Сегодня я – старший научный сотрудник, заведующий историческим отделом, занимаюсь исследовательской работой, что для меня, конечно же, интересно. Не забываю и о детях – по воскресным дням в Серове преподаю в Уральском техникуме экономики и права.
Говорят, история есть наставница жизни, а краеведение это наука о истории края. Только жаль, что краеведы в последнее время часто не утруждают себя проводить какие-то исследования, работать в архивах, выявлять документы. Профессиональный же историк, занимаясь краеведением, основывается только на подтвержденные факты, причем без всяких политических подоплек. Этим я и руководствуюсь, выпуская свои книги по истории моего родного города.
Об этом говорил прошлой осенью и Президент России В.В. Путин на встрече с историками. Он призвал общество, властные структуры: не мешать, не поучать и не указывать историкам как и что писать. Нельзя историю писать под копирку, это уже было в прошлом веке. Откройте книги по истории города, написанные в советский период, и все поймете…
В Серове, к сожалению, написать правду в местных газетах – редкость. Исключением является газета «Глобус», которая позволяет и критику публиковать на своих страницах, и нелестные материалы о нашей власти, и наши краеведческие статьи, которые порой вызывают споры у читателей. И это нормально. Есть надежда, что мы все-таки живем в демократическом государстве, что бы там вокруг не говорили.
– Значит, вы не переписываете историю?
– Я пишу о том, о чем никто еще не писал: о белогвардейцах, о воинах Первой мировой войны, о репрессированных в сталинские годы. Все это есть судьбы, порой трагические, наших отцов и дедов, наших земляков-надеждинцев.
Сегодня удалось найти дату основания (рождения) нашего города – 13 июля 1893 года. Наконец-то появилась эта дата! Но, к сожалению, местная администрация пока никак не реагирует на позицию, мнения, открытия историков-краеведов. Это относится и к теме возвращения нашему городу его исторического названия – Надеждинск. Но как человек, профессиональный историк, я глубоко убежден, что это имя вернется. Как возвращаются сегодня из небытия даты, события и фамилии многих и многих надеждинцев.
Андрей Гребенкин
info@serovglobus.ru
В тему
Из выступления Президента России Владимира Путина на встрече с молодыми учеными и преподавателями истории (ноябрь 2014 года).
«Мы видим, что предпринимаются попытки перекодировать общество во многих странах, в том числе и перекодировать общество нашей страны, а это не может быть не связано с попытками историю переписать, причесать ее под чьи-то геополитические интересы. А история – это наука, ее нельзя, если к ней серьезно относиться, невозможно переписать. Но, безусловно, для того чтобы этого не случилось, должны быть такие люди, как вы, специалисты, которые объективно, полноценно не только освещают события прошлого, но и дают им оценку, что чрезвычайно важно и без чего исторической науки не существует».
«Мы должны знать нашу историю… Период гражданской войны – очень тяжелое испытание для всего нашего народа, хорошо это или плохо, но большевистские лозунги и плакаты выглядели ярче, лаконичнее и действовали наверняка эффективнее. Кроме всего прочего, это было еще модно, потому что продолжения войны никто не хотел, они выступали за прекращение войны. Правда, они надули общество. Ну, конечно, вы сами знаете: «Земля – крестьянам, фабрики – рабочим, мир – народу!» Мира не дали, потому началась гражданская война, фабрики и землю отобрали, национализировали, так что надувательство полное, стопроцентное».
«Для нас все важно: и более отдаленное прошлое, и ближайшее, новейшая история. С ней труднее, с этой новейшей историей, потому что там еще очень много политизированного, не все раны даже зажили еще».
«Крым для русских – я сейчас говорю именно об этой части нашего многонационального народа – русских, о православных людях – имеет и некоторое сакральное значение. Ведь именно в Крыму, в Херсонесе, крестился князь Владимир, а потом крестил Русь. Изначально первичная купель крещения России – там».
«Вещь чрезвычайно печальная и очень тревожная, если современные люди, наши молодые люди, не знают, на кого равняться, не видят героев и не знают даже о том, что Вторая мировая война имела место. Но это просто ужасно, просто катастрофа на самом деле. Это такой провал в работе государства, который не с чем сравнить, очень опасно… И мы очень рассчитываем на вашу помощь».