Итак, начинается очередной учебный год.
Для тех, кто будет заниматься или уже занимается в музыкальной школе папы, мамы, дедушки и бабушки подыскивают музыкальные инструменты: фортепиано, баяны, аккордеоны, гитары и т.д.,
А кто-то пытается избавиться от ставших ненужными инструментов (в связи с окончанием музыкальной школы). Одни – продают, другие – покупают (есть и такие, кто просто выбрасывает).
При покупке фортепиано необходимо обязательно обратиться за консультацией к профессионалу-настройщику, это поможет вам создать правильное представление о реальной стоимости инструмента и о дальнейших затратах на его ремонт и настройку.
Мне, как специалисту по ремонту, обслуживанию и настройке фортепиано и роялей, хотелось бы познакомить уважаемых пап и мам с особенностями хранения, эксплуатации и периодичностью обслуживания деревянных инструментов (фортепиано, баянов и аккордеонов в том числе).
Рояль и фортепиано (пианино) – наиболее сложный по конструкции из всех музыкальных инструментов (включает в себя до 10 тысяч деталей). Они имеют очень чувствительный к внешним воздействиям клавишный механизм, множество клеевых, шарнирных и др. соединений.
Неумелое обращение с ними при транспортировке, хранении, эксплуатации и несоблюдение периодичности обслуживания приводят к частой разладке, ухудшению качества звучания, игровых свойств, а в итоге к снижению срока службы инструмента.
Техническое обслуживание фортепиано представляет собой в большинстве случаев довольно сложные операции и должно производиться лицами, имеющими профессиональную подготовку.
Цена нового фортепиано – более 100 тысяч рублей, поэтому делайте выводы о стоимости комплектующих. И стоит задуматься о том, СКОЛЬКО БУДЕТ СТОИТЬ ИСПРАВЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ремонта в том случае, если вы допустите к нему неумелого человека, вооруженного гитарным тюнером и настроечным ключом (а иногда гаечным ключом и даже плоскогубцами).
Ремонтируется все, но вам выбирать!
И поэтому, чтобы содержание фортепиано было для вас наименее обременительно, предлагаю соблюдать следующие правила:
1. Одним из основных факторов, способствующих сохранению инструмента, является непрерывное пользование (т.е. если на нем никто не играет, это не значит, что оно не выходит из строя).
2. Деревянные музыкальные инструменты очень чувствительны к влажности воздуха. В помещении, где находятся инструменты, влажность должна быть не менее 50% при температуре 12-25 градусов. Среднесуточные колебания температуры не должны превышать 3-5 градусов.
3. Во избежание одностороннего и резкого нагрева и охлаждения, инструменты не должны находиться вблизи дверей и отопительных приборов.
4. Не хранить инструменты в сырых помещениях, т.к. при этом разрушаются клеевые соединения и разбухают деревянные части, клавиатура, коробятся стенки и отделка инструмента, тускнеет полировка.
Если ребенок занимается на фортепиано 1 час в день, то требуется две настройки в год (согласно инструкции по техническому обслуживанию фортепиано). Если 1-3 часа, то 3-4 настройки, 4-6часов – 5-8,7-10 и более настроек, т.е. требуется постоянное наблюдение.
Фортепиано является основным инструментом, помогающим приобщить ваших детей к музыке. Поэтому качественно и точно настроенное фортепиано способствует формированию правильного музыкального слуха у ребенка. И наоборот, некачественное фортепиано может навсегда отбить охоту заниматься музыкой.
Однако как отличить непрофессионала (нередко он имеет музыкальное образование) от настоящего специалиста?
Во-первых, настоящего специалиста отличает наличие разнообразного профессионального инструмента. Если к вам приходит человек с одним настроечным ключом, то это повод усомниться в качестве выполненной работы. Ведь большинство фортепиано в нашей стране довольно старые (последние фабрики по их выпуску закрылись в 1993 году) и одной лишь настройкой редко приходится ограничиваться – инструмент требует частичного или полного ремонта.
Во-вторых, обратите внимание, сколько времени будет работать этот специалист с вашим инструментом. У фортепиано 211 струн, распределенных по клавишам в разной пропорции. Даже если тратить на настройку каждой струны по 5-10 секунд, сколько времени минимально для этого необходимо? И это не считая регулировки клавишно-молоточкового механизма.
В-третьих, в последнее время появились специалисты, настраивающие только строго по электронному тюнеру. Это тоже некачественная работа. Настоящему настройщику достаточно отследить по тюнеру только одну ноту –Ля 1-ой октавы, все остальное он должен уметь (и как правило делает) на слух. Это и быстрее. А, самое главное, ни один электронный тюнер (даже купленный за тысячи рублей) не дает абсолютно качественной настройки.
Так эксперты фирмы «Ямаха», несмотря на возможности японской электроники, проверяют профессионализм своих специалистов в работе без тюнера.
Итак, в добрый творческий путь, юные музыканты. А взрослым предлагаю: соблюдайте вышеперечисленные правила и рекомендации и тогда ваш ребенок, занимаясь на качественном инструменте, возможно, навсегда свяжет свой жизненный путь с музыкой.
Артур Аксенович