Он был водителем вездехода. Раз на рабочем своем месте он нагнулся, чтобы прикурить. В тот же миг стекло заднего окошка покрылось мелкой сеткой трещин с отверстием в пять копеек посередине, а впереди послышался щелчок, и на раме лобового стекла появилась внушительная такая вмятина. А вездеход – советский, в нем железа больше, чем дури. Водитель вспомнил маму и выпустил табачный дым со словами. Мы (я на пассажирском месте) с опаской оглянулись взад: «Ненцы. Наступают!» – подумалось обоим враз.
А ненцы были тогда дикие довольно. Они выражали молчаливо-пьяный протест против освоения Ямала, которое велось по всем фронтам. Мы, к примеру, делали геодезическое обоснование для проектировщиков железной дороги. Эти проектировщики уже во всю проектировали, не дожидаясь нас, а строители уже во всю строили, не дожидаясь проектировщиков. Называлось это «освоение средств». Кто вперед, а результат проваливался в вечную мерзлоту.
Так вот, в такой ситуации можно было ожидать всякое. Особенно освоители Ямала любили присваивать всякие штучки из хальмеров и из сезонного имущества ненцев, которое они оставляли в тундре – летом зимнее, зимой – летнее. За это коренной народ особенно не любил освоителей.
Но оказалось все довольно мирно. Это гайка на 12 вылетела из моторного отсека, который в Газушке между кабиной и кузовом. Она открутилась с оси вентилятора, и, поддатая лопастью, пустилась в свой короткий полет. Ненцы вообще мирный народ.