В связи с дискуссией по поводу последнего фестиваля «Зелёная лампа» Александр Бушуев, как инициатор разговора, в интересах дела высказал свою позицию и пригласил всех заинтересованных к продолжению разговора. Поскольку это касается фестивалей вообще, то стоит снова вернуться к теме. Тем более, что я согласна с мнением автора.
А. Бушуев.
Постулаты, на которых базируется моя позиция:
- Бардовская песня («хорошие, осмысленные стихи, положенные на музыку») является исключительно важным сегментом российской культуры, « золотым запасом» (в наше время бессмысленности, вычурности, бесстыдности всяческой попсы, которой она противопоставляет смысл, искренность, серьёзность). Отсюда и вопросы всем организаторам фестивалей авторской песни: 1) какое место в программе фестиваля занимает исполнение классики бардовской песни, 2) насколько адекватно организаторы способны судить о качестве текстов авторских песен?
- Имеет место постоянное размывание жанра низкопробной поп-музыкой, шансоном, блюзом, роком, рэпом. Взаимодействие жанров неминуемо и иногда даже необходимо, но определилась тенденция подмены бардовской песни всякого рода стилизациями или другими жанрами. Песни с особой бардовской, доверительной интонацией, представляющие собой серьёзный, задушевный разговор автора со слушателями уже трудно представить на многих площадках. Отсюда вопрос: насколько продуманы и как применяются при прослушивании критерии отнесения предлагаемых песен к жанру бардовской песни? Не секрет, что на фестивалях зачастую руководствуются субъективными вкусами («побольше навороченности в аккомпанементе»), подгоняют песни под уровень зрительской массы («что-нибудь громкое и заводное»).
- Как никогда важно приобщать к бардовской песне молодёжь, тонущую в слюнявой, безыдейной попсе, тюремном шансоне, матерном рэпе. Вопрос: какие механизмы вовлечения молодёжи в поэтическое творчество, бардовскую песню используют организаторы на этапе подготовки к фестивалю в течение года?
- Получается, что авторы (кроме кассовых и преуспевших в развлечении зрителя) никому не нужны, да и серьёзные слушатели (резонансная среда!), которые не вопят и не свистят, тоже. Как создать нужную атмосферу на фестивале (если это «песни думающих людей для думающих людей»)?
- Если денежный ресурс невелик, то важен ресурс кооперативный. «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Бюджет важный фактор, но не довлеющий.
Надо отдавать себе отчёт в том, что если фестиваль (культурное событие, а не разовый концерт) организуется абы как, без серьёзного осознания своей ответственности за культуру страны, ответственности перед теми, кто в это дело душу вложил до нас, то результат его один: вытаптывание и без того уже невеликой делянки бардовской песни. Не ведаем, что творим… Так надо ведать и ДУМАТЬ!!!
Александр Бушуев: bardserov@mail.ru