Что за день, откуда праздник такой взялся? Немного истории.
15 апреля 1935 года в Вашингтоне двадцать одна страна Северной и Южной Америки подписала Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», более известный как Пакт Рериха, поскольку идея принадлежит известному русскому художнику и общественному деятелю Николаю Константиновичу Рериху. Он же предложил отличительный знак, которым предполагалось отмечать защищаемые объекты культуры — «Знамя Мира», белое полотнище с тремя кругами (прошлое, настоящее, будущее) в охранном кольце Вечности.
Собственно, Пакт воплотил художественные, философские, научные идеи не одного только Николая Рериха, но и всех членов его семьи – его супруги Елены Рерих (выдающийся философ, писатель, общественный деятель) и его сыновей: Юрия Рериха (крупнейший востоковед – индолог, тибетолог, монголовед) и Святослава Рериха (выдающийся художник, мыслитель, общественный деятель). Пакт Рериха и Знамя Мира отныне навечно связаны с духовным наследием всей этой выдающейся творческой династии.
Всерьез задуматься о катастрофе, грозящей бесценным сокровищам мировой культуры, Николая Рериха заставила русско-японская война 1904 года. В 1914 году он обратился к русскому правительству и правительствам других воюющих стран с предложением обеспечить сохранность культурных ценностей путем заключения соответствующего международного соглашения, однако его обращение осталось тогда (впрочем, как и сейчас!) без ответа.
Первый параграф Пакта говорит: «Просветительное и художественное учреждение, художественные и научные Миссии, их персонал, собственность и собрания должны быть признаны нейтральными и как таковые должны быть охранены и уважаемы враждующими сторонами». «Охрана и уважение означенных учреждений и миссий будет под суверенитетом договаривающихся Держав без различия подданства каждого указанного учреждения».
«Даже в начале своем эти меры охранения дадут многие полезные следствия. Никто не будет отрицать, что флаг Красного Креста оказал неоценимые услуги и напомнил миру о человечности и сострадании. С этой целью проект Международного Мирного Договора, охраняющего все сокровища Искусства и Науки под международно признанным флагом, … должен воспрепятствовать повторению зверств последней войны, когда было разрушено такое множество соборов, музеев, книгохранилищ и прочих сокровищниц творений человеческого гения».
Миссия Красного Креста — защита людей, а миссия Пакта — защита созданного людьми. Так что Пакт Рериха справедливо можно назвать «комитетом Красного Креста культуры». Он стал первым международным актом, специально посвященным охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны.
Несомненно, Пакт оказал влияние на создание такой организации, как ЮНЕСКО, на принятие международной Гаагской конвенции 1954 года («Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта»), на создание «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры». С 1999 года по инициативе общественных организаций мира в честь подписания Пакта Рериха 15 апреля отмечается Международный день культуры.
Идеи, заложенные в основу Пакта Рериха, продолжают развиваться и сегодня. В России в 1996 г. по инициативе Международного Центра Рерихов и крупных деятелей культуры была создана и начала свою деятельность Международная Лига защиты Культуры. Активно работавший в ней академик Д. С. Лихачев разработал Декларацию прав культуры, созвучную идеям Н. К. Рериха.
Международный Центр Рерихов продолжает воплощать в жизнь идею Николая Константиновича Мир через Культуру (формирование нового сознания, нового мышления, новых отношений между людьми и народами, основанных на Культуре и на сотрудничестве).
Глава из новой книги специалистов Марии Дмитриевны Скачковой и Елены Алексеевны Тарасенко «Музей Знамени Мира имени Рериха» — об актуальности Пакта Рериха.
Это, скажем так, позитивная сторона, существующая под девизом: «Дело Рерихов живет и побеждает». Но – побеждает ли?
«Мы видим, что культурное наследие подвергается нападениям в разных частях света, от Мали до Ирака, от Сирии до Украины и России. Экстремисты варварски разрушают музеи и исторические памятники, запрещают девочкам посещать школы, убивают представителей средств массовой информации, пытаются уничтожить Международный Центр Рерихов в Москве. Попираются все те символы, которые воплощают свободу мысли и уважения к культурному многообразию. Подобные действия наносят удар в самое сердце человеческой индивидуальности и гуманистических устремлений. Не пора ли и России подписать Пакт Рериха?» (Из открытого письма Г. Ясько В. Путину)
Замечу в скобках, что — да, Пакт подписан представителями 21 страны, да, Индия присоединилась, но… Где эти страны? Далековато от театра военных действий что Первой, что Второй Мировой… И много ли международного веса имеет голос Боливии или там Перу? А ни одна из стран, которые действительно решают судьбы Европы, Пакт в свое время так и не подписала. Не подписала ни одна исламская страна. Не подписала, в конце концов, сама Россия.
«Не будет преувеличением, если скажем, что язык искусства уже много раз в истории человечества являлся наиболее убедительным, привлекательным и объединяющим. Сами предметы искусства много раз являлись лучшими посланниками, внося с собою мир и дружелюбие. Нам уже приходилось отмечать, как обмен художественными ценностями иногда избавлял от недоразумений и опережал словесные договоры.
Если мир, по словам Платона, управляется идеями, то благородные зерна искусства всегда будут тем благостным посевом, который даст лучшую, добром поминаемую жатву… Итак, будем ценить, будем хранить все прекрасное с сердечною заботливостью», — так писал Рерих и убедил десятки стран, кроме своей собственной. Пока в России не прекратится агрессивно-пренебрежительное отношение к защите культуры, необходимо непрестанно напоминать идеи Николая Рериха и Пакта Рериха и требовать их юридического оформления и внедрения в жизнь».
Это выдержка из новой книги российского юриста и писателя П. Баренбойма. (Петр Баренбойм, Александр Захаров. «Пакт Рериха в XXI веке»).
Без защиты культуры в стране невозможен Ренессанс, а без Возрождения — невозможна надежда на будущее. Если же мы посмотрим на то, что происходит с нашими памятниками культуры в масштабах страны, области … Если даже Международный Центр Рерихов в Москве вынужден защищаться сам и защищать наследие Рерихов от желающих погреть на нем руки, то что уж говорить о периферии…
Картина удручающая. В одном только Екатеринбурге официальный перечень объектов культурного наследия насчитывает 522 объекта. Это значимые памятники истории и архитектуры, археологические памятники и т.д. К сожалению, несмотря на то, что все эти объекты должны находиться под охраной государства, некоторые из них уже утрачены, а некоторые находятся в аварийном состоянии. За последние два-три десятка лет в Екатеринбурге было уничтожено около 90 историко-архитектурных памятников, одним из первых и самых резонансных в масштабах страны был снос Дома Ипатьева. Эксперты считают, что город окончательно потерял свой исторический облик.
Не исключение и наш город, который с каждым «обновлением» теряет еще частичку своей материализованной истории. Безнадежно потерян бывший сквер возле ДКМ, старое заводоуправление металлургического завода, дряхлеет деревянное здание, где размещалось медицинское училище, снесено здание бывшего травмпункта и старая насосная на берегу Каквы, «теряются» мемориальные доски… Не так уж много было исторических мест в Серове. А становится еще меньше.
Как тут не вспомнить Пакт Рериха с его заботой о нашем же собственном духовном наследии. Да только где он, тот Пакт, где тот Рерих? Боливия, Перу, Коста-Рика и даже «Бразилия, где много-много диких обезьян…» Только не Россия. Почему, почему, почему в нашем Отечестве никогда не приживаются пророки?
Марина Демчук