Недели две назад совершенно случайно в руки попалась книга Антона Макаренко «Педагогическая поэма». Кто не знает, Макаренко — это классик педагогики и просто гениальный человек, живший в первой половине прошлого века.
До этого на протяжении нескольких лет слышала отзывы о книге, то тут, то там мелькали цитаты. А потому была дико заинтригована этой личностью и его опытом. Но просто взять и прочитать — руки не доходили. А тут, понимаешь, пришла в детскую библиотеку за книгой для сына — и на стойке гардероба обнаружила совершенно книгу для себя. Она лежала в стопке таких же неприкаянных и бесхозных, списанных по старости произведений. Ну и приютила я ее. И наконец-то прочитала.
Тем, кто читает что-то бОльшее, чем анекдоты в пабликах соцсетей и вообще умеет читать — очень рекомендую! Отличная книга, написана отличным языком, с ярким портретным описанием героев, с множеством интересных эпизодов.
И, увы, описанием безнадежной борьбы таланта с воинствующей посредственностью и человеческой глупостью. Борьбу сильного педагога с разномастными «товарищами Зоями» и Крупскими, бесполыми — по описанию Макаренко — существами, которые сами создать не в силах ничего, но зато активно вмешивающиеся в налаженные и уже приносящие плоды процессы. Активно вмешивающиеся и ломающие. Не задумываясь, что своей посредственностью они не просто досаждают педагогу и самоутверждаются понемногу, но и перечеркивают судьбы сотен беспризорников, которым он, Макаренко, мог бы помочь. Если бы ему позволили.
К чему сии сентенции, господа? А к тому, что если вдруг вы почувствовали, что очень хочется принизить чужие заслуги, смешать с какашками достижения, до которых вам самим никогда не дотянуться, задумайтесь, не становитесь ли вы «товарищем Зоей»? И не посредственность ли вы?