Министерство финансов считает целесообразным переложить часть страховых взносов (в медицинский, пенсионный и социальный фонды) с предприятий на граждан, заявил министр финансов Антон Силуанов (цитата по «Интерфаксу»).
В настоящее время работодатели уплачивают страховые взносы с годовых зарплат их работников до 624 тысяч рублей в объеме 30% от фонда оплаты труда (22% — в ПФР, 2,9% — в ФСС и 5,1% — в ФОМС), свыше 624 тысяч рублей — только в ПФР и по ставке 10%, пишут РИА «Новости». «Эти 30% с фонда оплаты труда очень сильно давят на предприятия, поэтому и напрашивается налоговый маневр», — приводит слова одного из чиновников Минфина сайт газеты «Ведомости».
Силуанов назвал свою идею переложить часть страховых взносов на граждан концептуальным предложением — это, считает министр, позволит снизить обременительную нагрузку на бизнес.
Шока для граждан не будет, перенос нагрузки будет постепенным, обещал Силуанов: можно начать с 2-3-4%: 26% будет продолжать платить работодатель и всего 4% — граждане. Такое распределение нагрузки гораздо мягче, чем принято в мировой практике: распределение нагрузки по страховым взносам между населением и компаниями обычно где-то 50 на 50, поделился Силуанов. Изменения в методике уплаты взносов могут произойти уже после 2018 г., поспешил успокоить Силуанов.
С правительством эта идея пока не обсуждалась, подчеркивает представитель Минфина. Представитель первого зампреда правительства Игоря Шувалова и представитель председателя правительства Наталья Тимакова не ответили на вопрос «Ведомостей».
Теоретически это верное решение, но политически — очень сложное, осторожничает еще один чиновник Минфина и приводит сравнение: «По популярности и по давности тема не уступает теме повышения пенсионного возраста».
Обсуждать различные непопулярные меры, связанные с повышением или введением новых налогов на население, чиновники начали летом нынешнего года. Выхода нет, признавались они, повышать налоги на компании дальше нельзя — из-за проблем в российской экономике налог на прибыль, по данным Минфина, и так рухнул: в 2007 г. его собирали в размере 6,53% ВВП, в 2013 г. — всего 3,11%.
А вот поступления от населения были стабильны: налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в 2007 г. собирали 3,81% ВВП, а в 2013 г. — 3,75% ВВП. Поэтому единственная возможность сейчас — повышать налоги либо на зарплату, либо на потребление, объясняли чиновники. Летом обсуждалось повышение НДФЛ и налога на добавленную стоимость на 2 процентных пункта после 2018 г., а также введение налога с продаж с 2015 г., но последняя мера была заменена региональными сборами за различные виды деятельности.
Еще одно завуалированное повышение налогов на граждан — повышение ставки взносов в фонд обязательного медицинского страхования: дополнительные доходы закроют дефицит в фонде лишь в 2017 г., а в 2015 и 2016 гг. большая их часть пойдет трансфертом из фонда в бюджет — 140 млрд и 130 млрд руб. соответственно.
Идея переложить уплату страховых взносов на граждан — в том же русле, указывает Александра Суслина из Экспертной группы: повышение (и, может, вполне существенное) нагрузки снизит их реальные доходы, отразится на потреблении — и это будет дополнительным ударом по угасающему экономическому росту. При ставке взносов в 4%, получается, нагрузка на зарплату вырастет с 13 до 17%. Правительство не решилось повысить НДФЛ до 15%, но для самого налогоплательщика разницы нет, это, по сути, одно и то же, только по-другому называется, констатирует партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин. Он ждет роста серых зарплат.
Из-за различных новаций в налогообложении оплаты труда Россия уже стоит на пороге радикального увеличения теневого сектора — с текущих 30 до 40-45%, указывает Владимир Назаров из Института Гайдара: в начале 2000-х гг., когда была введена плоская шкала НДФЛ, это увеличило поступления от налогов на 1% ВВП, если налоговые реформы продолжатся, этот 1% может быть потерян.
Риски есть, но можно их снизить, медленно повышая нагрузку по взносам, успокаивает чиновник Минфина. Есть и противовес, снижается нагрузка на бизнес, компании могут начать снижать цены — и это компенсирует рост зарплат. Сейчас согласно рейтингу Doing Business налоги и выплаты на зарплату в России составляют 36,7% прибыли предприятий, в странах ОЭСР — в среднем 23,5%, в странах БРИКС — в среднем 26,9%. Основное конкурентное преимущество стран ОЭСР и БРИКС по сравнению с Россией — более низкая налоговая нагрузка на компании, преимущественно в части налогов на фонд оплаты труда, говорится в Основных направлениях налоговой политики Минфина на 2015-2017 гг.
Снижение нагрузки по страховым взносам поможет предприятиям, которые платят белые зарплаты, подтверждает Суслина: снизится удельный вес затрат на оплату труда в структуре издержек. Базу по налогу на прибыль такой маневр со страховыми взносами не уменьшит: даже если взносы будут платить граждане, они все равно будут вычитаться из налоговой базы компаний, указывает Щекин.
Назаров не согласен — это бессмысленная мера: правительство может технически переложить уплату взносов с одних на других, но то, на кого фактически ляжет нагрузка, определит рынок, эластичность спроса на труд. Сейчас свою нагрузку предприятия уже могут переложить на сотрудников, уменьшив их зарплаты, в том случае, если есть переизбыток рабочей силы; и, наоборот, при дефиците труда после реформы со взносами работодатели будут вынуждены компенсировать возросшие издержки сотрудникам, увеличивая их зарплаты, объясняет Назаров. Сейчас, за исключением совсем депрессивных регионов, в стране аномально низкая безработица, население стареет, плюс в госсекторе продолжают раздуваться зарплаты — компаниям придется удерживать сотрудников. Но по мере обострения проблем в экономике безработица также будет расти, продолжает Назаров, на рынке услуг и в сфере торговли уже работодатели могут занижать зарплаты. Но согласно базовому прогнозу Минэкономразвития безработица вырастет несильно — с 5,7% в 2013 г. до 6% в 2017 г.; в 2008 г. она была 6,4%.
Единственная возможная польза от идеи Силуанова — повышение контроля за соцрасходами со стороны граждан, резюмирует Назаров, но в наших реалиях этот аргумент похож на лукавство: другой рукой власти препятствуют нормальному выборному процессу, который и должен этот контроль обеспечивать, резюмируют «Ведомости».