Эпопея с плавающими ценами на проезд началась зимой текущего года. 8 февраля часть серовских перевозчиков подняла цену проезда на 25%, то есть с 16 до 20 рублей. Спустя 3 месяца история грозит повториться, но пока в более щадящем формате.
Гражданский активист и представитель компании-перевозчика Сергей Гудзь сообщил «Глобусу», что с 16 мая цена проезда на маршрутах 15, 8, 8а, 3 будет составлять 18 рублей. Позицию перевозчиков он обосновал тем, что мэрия не желает установить контакт с перевозчиками: не был принят документ планирования и не были предусмотрены субсидии.
— Задаем вопросы, а в ответ нам говорят, что все перечисленное в скором времени будет принято. Кто должен все это разрабатывать — непонятно. Глава администрации возложил на себя полномочия. Но что решилось? Можно сказать так, что органы местного самоуправления стараются трактовать законы не так как они написаны, а так как они их понимают. При этом стараются обязать нас понимать их точно также. Мы, в свою очередь, ждем, что в администрации примут документ по планированию, предусмотрят субсидии в бюджете, — сообщил Сергей Гудзь.
Напомним, что в феврале многие городские перевозчики подняли цены, пользуясь тем, что администрация приняла реестр маршрутов регулярных пассажирских перевозок. По реестру все перевозки были определены как регулярные и производящиеся по нерегулируемым тарифам. Некоторое время спустя (уже после скачка цен на билеты и проверки Серовской городской прокуратуры) в свет вышел новый документ, согласно которому перевозки должны были осуществляться по регулируемым тарифам. Но в этом случае выпадающие доходы должны маршрутчикам компенсироваться субсидиями.
– Постановление администрацией было принято, но соответствующих изменений в бюджет, в которых были бы предусмотрены субсидии, внесено не было. Вопрос «завис» в воздухе, — говорит Сергей Гудзь. И добавляет, что как только соответствующие субсидии будут предусмотрены, перевозчики готовы снизить стоимость проезда в общественном транспорте.
На непопулярный шаг — поднят цены на билеты — перевозчики идут, что называется, не от хорошей жизни. Как ранее «Глобусу» пояснял юрист Михаил Шульмин, представляющий интересы перевозчиков, убытки транспортников уже перевалили за 20 рублей.
Определенные расходы маршрутчики понесли и из-за плохого состояния дорог.
— Сейчас такие дороги… Те, кто возят граждан на «птичку», Медянку, ГРЭС должны возмущаться еще больше нас. Мы все несем убытки из-за плохих дорог, «прощай, подвеска» называется это время года. Одних колес пришлось заменить на сумму почти в 100 тысяч рублей. Мы писали в адрес администрации обращения, чтобы градоначальники разъяснили, когда произойдут необходимые изменения, но нам никто не ответил, — добавил Гудзь.
Юрист Михаил Шульмин комментирует, что изначально решение вернуться к ранее установленным ценовым значениям было обусловлено желанием перевозчиков подстраховаться: карты маршрутов выданы, свидетельства, определяющие деятельность перевозчика, должны быть выданы вскоре, а это, по словам Шульмина, является подтверждением права на нерегулируемые цены при осуществлении перевозок. На регулируемые, в соответствии с контрактной системой закупок, необходимо провести аукцион.
— Но самое интересное даже не в этом. Администрация вводит половину перевозчиков в заблуждение, отправляя их за расчетами в РЭК. Там не примут расчеты от перевозчика, не имеющего государственного контракта. Потому что в этом случае невозможно определить цену. Существует госконтракт. Себестоимость перевозки — 20 рублей, органы местного самоуправления считают разумной цену в 15 рублей, а пять рублей — это компенсация из бюджета. Но контракт заключается ни на один год, а на, допустим, пять лет. Соответственно через год затраты могут поднятся, но условия контракта нарушать нельзя. Соответственно перевозчик обращается в РЭК, а не имея госконтракта ни один из перевозчиков не сможет такую цену защитить, а РЭК не будет даже принимать к сведению такие заявки, потому что это не в их компетенции, — прокомментировал юрист Шульмин.
Соответственно, по мнению Шульмина, предоставление каких-либо расчетов в РЭК в этом ключе — пустая трата времени. Муниципалитет вправе регулировать стоимость перевозок только в том случае, если платит субсидию.
Тот факт, что стоимость горючего пока удалось удержать на прежних позициях, не повлекло за собой серьезного взлета цен и открыло дорогу компромиссам.