С 1 июля учреждения здравоохранения России переходят на электронный документооборот, сообщает главный специалист группы по связям с общественностью Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Ирина Петрова.
Как получить?
Заболевший, как обычно, обращается в поликлинику. После лечения ему выдают не бумажный бланк с данными, а номер электронного документа, который нужно будет сообщить работодателю. Последний в свою очередь имеет доступ к электронной системе.
Зачем это здравоохранению?
Во-первых, ощутимая экономия бюджетных средств, объясняет Ирина Семеновна.
Во-вторых, это необходимость шагать в ногу со временем. В то время как базы данных в медицинских учреждениях стали цифровыми, а записаться на прием можно через Интернет, бумажный больничный лист выглядит пережитком прошлого.
В-третьих, электронный больничный существенно упростит и ускорит работу врачей.
В-четвертых, сократится количество допускаемых при заполнении бумаг ошибок.
В чем плюсы новой системы для работников и работодателей?
Пациентам больше не нужно будет стоять в очередях или бегать по кабинетам с просьбами исправить ошибки и неточности в бумажных листках.
Пациенты могут самостоятельно в личном кабинете на официальном сайте ФСС отслеживать данные о положенных им пособиях.
Работодателям не потребуется производить сложные расчеты денежных выплат, положенных сотрудникам по причине временной потери трудоспособности.
Какие еще возможности есть у электронных больничных?
Фонд социального страхования сможет анализировать данные о заболеваемости в целом по стране. Сотрудникам будут доступны актуальные статистические данные, на основании которых можно будет делать прогнозы относительно грядущих финансовых затрат на здравоохранение.
Очень важен и такой момент, как борьба с мошенничеством в области здравоохранения.
— В скором будущем, — говорит Ирина Семеновна, — на основании разработанной юридической базы планируется введение системы, способной отслеживать передвижения псевдобольных. Скажем, человек обратился в медицинское учреждение, где ему был открыт больничный. Затем «пациент» со спокойной душой уехал отдыхать за рубеж. Если подобные случаи будут выявлены, таким «больным» будет грозить уголовная ответственность.
А как же минусы?
Первый минус — это техническая неготовность больниц и поликлиник перейти на новую систему документооборота. Как минимум, каждому учреждению здравоохранения необходимо иметь:
- один или несколько компьютеров;
- доступ в Интернет;
- подключение к базе данных.
Кроме того, система предусматривает наличие постоянной и бесперебойной связи между медицинскими учреждениями и органами ФСС.
Второй минус — возможная неготовность кадров к радикальным переменам в работе. Для того чтобы переход на новую систему электронного больничного листа с 1 июля состоялся, каждый врач должен иметь возможность проставлять на бланках собственную подпись в цифровом варианте. Кроме того, немаловажный фактор – уровень компьютерной грамотности старшего поколения специалистов.
Третий минус — это необходимость не только наладить систему в каждом учреждении, но и следить за ее работоспособностью. Для этого понадобится проводить обучение сотрудников на местах.
А еще нужно помнить об обеспечении безопасности при работе с личными данными больных.
Ирина Петрова отметила, что переход на электронные больничные отнюдь не означает полного отказа от старых бумажных форм, столь привычных многим. Это связано не только с тем, что многие медицинские учреждения пока не готовы внедрять новые технологии, но и с тем, что некоторые предприятия, например, малого бизнеса, возможно, не захотят переходить на электронную систему документооборота. К тому же, не для всех работодателей это действительно целесообразно. В таком случае заболевшему работнику нужно будет сообщить в медицинском учреждении, что ему нужен именно бумажный больничный. По заявлению пациента поликлиники и больницы будут их выдавать.