Недавно потрясла новость, опубликованная в «Московском Комсомольце». Президент РАО Людмила Вербицкая завила, что возможны изменения в школьной программе по литературе, а именно заменить в изучении произведения Ф.М. Достоевского и «Войну и мир» Л.Н. Толстого на Библию. Решила опросить знакомых и преподавателей, как они относятся к инициативе.
Дарья Гущина, студентка МПГУ:
– Прочитав данную статью, улыбнулась. Чем же не угодил нашим чиновникам бедный Толстой? Не в первый раз поступает предложение убрать его из обязательной программы. Теперь «подключили» Достоевского. Никто не отрицает, что тексты Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского сложны, в первую очередь с философской точки зрения. На то они и классики МИРОВОЙ литературы.
Считаю, что знакомиться с этими текстами нужно, и нужно это делать в школе, потому что, а потом когда? Не познакомившись с этими текстами в школе, в зрелом возрасте к ним не появится интереса. Любой образованный, интеллигентный, любящий нашу культуру человек должен хотя бы раз прочитать эти книги.
Школьников пугает объем текстов произведений, но задача учителя, по моему мнению, этот страх снять. Я, учившись в 10 классе, прочитала «Войну и мир» на одном дыхании и не сколько об этом не пожалела.
Если основной довод Л.Вербицкой в том, что философские тексты Толстого и Достоевского сложны для понимания, тогда не понимаю, почему она предлагает читать Библию? Разве Библия – это не кладезь философских, нравственных и моральных суждений? Разве Библия – это не загадка, которую человечество пытается разгадать, осмыслить уже не первую сотню лет? Бесспорно, Библию должны почитать все, но все-таки, не стоит забывать, что это текст религиозного толка. К нему особое отношение. К нему нужно подготовиться.
Мне не понятна замена Достоевского на Библию, обоснованная тем, что одно читается легче другого. Давайте тогда поголовно читать Донцову! Вот, где любой человек поймет смысл, вот где не нужно вчитываться, чтобы понять то, что хотел нам сказать автор. Но станет ли мы от этого умнее? Станем ли лучше?
Сергей Михалев, диакон храма Преображения Господня:
– Считаю, что все должно остаться так, как есть. Подобная инициатива не приведет ни к чему хорошему. Библия, как обязательное произведение, не будет принята учениками. Вера должна быть добровольной. Касательно сложности Достоевского и Толстого для понимания, то это зависит от ученика. Кто-то вникнет, кто-то – нет. Как кому дано. Однако я считаю, что эти произведения должны знать все.
Наталья Шафранская, мама двух детей:
– Считаю, что Библия – специфическая литература, ее нельзя навязывать всем учащимся в обязательной программе. Веру человек выбирает сам. А как быть с учащимися, которые другой веры? Навязывание им другой веры – это нарушение их конституционных прав. И потом как же наша классика? Она известна даже за рубежом, а мы такие «умные» берем и от нее отказываемся.
Рима Симонян, ученица 10 класса:
– К инициативе заменить некоторые произведения в школьной программе на Библию отношусь негативно. Во-первых, у нас светское государство. Не будет ли изучение Библии в школе этому противоречить? К 10-11 классу большинство учеников уже определись со своей верой, не будет ли изучении Библии ущемлять свободу совести? Во-вторых, в этих произведениях (например, «Война и Мир» Л.Н. Толстого) раскрывается большое количество вопросов, проблем, актуальных и сейчас. Считаю, что изучение Библии не должно быть в обязательном порядке, это добровольный выбор каждого.
Марина Махова, учитель русского языка и литературы:
– Я читала это интервью. Считаю это абсурдом. Библия – это, на мой взгляд, личный выбор каждого человека. С ней можно ознакомиться как с одним из жанров литературы. Есть и у Булгакова библейские мотивы в романе. Достоевского понять сложно, соглашусь. Он для умных учеников или для зрелых читателей. Но откуда бы человеку узнать о творчестве его, если не из школы! А о Толстом и речи быть не может – читать и все. Это наша история. Человек в истории.
Виктория Ивонина, студентка журфака
info@serovglobus.ru