Еще 20 новейших отечественных среднемагистральных самолетов Sukhoi Superjet 100 получит компания «Аэрофлот» в обозримом будущем. Подписание контракта с участием «ВЭБ-лизинг», «Аэрофлота» и «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) о приобретении и передаче в лизинг этих воздушных судов состоялось в рамках международного авиасалона МАКС-2017.
Эксперты считают, что заключение столь крупного договора положительно отразится как на работе «Аэрофлота», так и на всей российской экономике, и, безусловно, поспособствует развитию авиастроения.
Как сообщили в ОАК, в которую входит производитель воздушных судов — компания «Гражданские самолеты Сухого», первый SSJ 100 будет поставлен «Аэрофлоту» в ближайшее время. Последний самолет по договору передадут в июле 2018 года. Все машины будут иметь стандартную для «Аэрофлота» компоновку на 87 мест:12 из них в бизнес-классе, 75 — в экономическом.
Предварительное соглашение на поставку самолетов «Аэрофлот» подписал с ГСС еще в январе 2015 года. Изначально и планировалось, что контракт будет подписан именно на МАКС-2017, сообщает сайт km.ru.
Исторический договор подписали генеральный директор авиакомпании «Аэрофлот» Виталий Савельев, президент ОАК Юрий Слюсарь и глава ВЭБа Сергей Горьков. Сделка оценивается в $702 млн, и при ее заключении присутствовал лично президент России Владимир Путин.
По условиям контракта, каждый самолет авиакомпания получает на срок 12 лет от даты передачи. Новые машины будут обслуживать внутрироссийские направления и маршруты в страны Европы и СНГ.
Эксперты считают, что эта сделка положительно скажется на развитии отечественного авиапрома.
«Заключение такого контракта — это хорошо и здорово как для «Аэрофлота», так и для всей российской экономики и развивающегося авиастроения, — заявил порталу Speakercom главный научный сотрудник института экономики РАН, доктор наук, профессор Никита Кричевский. — На протяжении нескольких лет заводы ОАК будут обеспечены работой и заказами, а у людей будут стабильные рабочие места и гарантированная заработная плата. Кроме того, сами компании будут платить дополнительные налоги в бюджет, а на выходе «Аэрофлот» будет оказывать авиатранспортные услуги на самолетах российского производства».
Потребительские качества у самолета Sukhoi Superjet очень высокие – воздушное судно выгодно отличается от аналогичных машин западного производства.
«В этом самолете все очень хорошо, я сам имел удовольствие на нем летать. Покупка самолетов в лизинг – это общемировая практика, — отмечает Кричевский. — Никто никогда не покупает столь значительные по затратам машины сразу. Покупка в лизинг позволяет, во-первых, не отвлекать средства для единовременного приобретения, во-вторых — не прибегать к кредитованию, которое к тому же априори более высокое по ставкам по сравнению с лизингом.
Подобная общемировая практика, ко всему прочему, позволяет часть рисков по обслуживанию и применению этих машин перекладывать на лизингодателя. Естественно, это выгодно всем, ведь даже такая крупная авиакомпания, как «Аэрофлот», не может одномоментно предоставить сумму в несколько десятков миллионов долларов в рублевом эквиваленте. Для этого надо или забирать и отвлекать значительные денежные средства из оборота и накапливать их, или же получать кредит в банке.
Гораздо удобней и эффективней купить самолеты в лизинг и получить новый Sukhoi Superjet за незначительную часть его реальной стоимости. И потом в течение нескольких лет, без увеличения тарифов на авиабилеты, расплатиться. «Аэрофлот» на данный момент является ведущим покупателем нашей авиатехники и таковым останется».
С тем, что заключая такую сделку, перевозчик поддерживает отечественное авиастроение, согласны и другие специалисты отрасли.
«Это очередной этап формирования парка компании «Аэрофлот». Компания выполняет волю акционеров и всемерно поддерживает отечественное авиастроение, в частности SSJ. «Аэрофлот», исходя из карты своих маршрутов и объемов перевозок, формирует сбалансированную структуру воздушного парка, — считает независимый аналитик Дмитрий Адамидов. — Чтобы у него было определенное количество дальнемагистральных, среднемагистральных и ближнемагистральных самолетов. SSJ 100 очень хорошо в эту структуру укладывается. Покупка сразу 20-ти самолетов – нормальный, серьезный объем для «Аэрофлота».
Он хорошо укладывается в стратегию компании, сложившуюся в последние годы. Лизинг – очень удобный формат, платежи в рассрочку. Для авиаотрасли это нормальная практика, как раз все авиасуда так и приобретаются – и у нас, и за рубежом. Сделка вполне штатная. Основная функция SSJ 100 состоит в том, что он собирает пассажиров в крупные хабы. Задача судна – довезти пассажиров до хабов, где они либо закончат свою поездку или же, что чаще случается, пересядут в другие самолеты и продолжат путешествие».
«Нормальная сделка. «Аэрофлот» будет и дальше развивать сеть региональных маршрутов, чтобы они не были напряженными и нагруженными, — уверен главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. — Выбор «Аэрофлота» пал именно на SSJ 100, значит, компания видит в нем перспективы. Мне доводилось летать на этом самолете, все хорошо, пассажиры должны быть довольны».
Добавим, что посетителям авиасалона впервые показали новый самолет регистрационным номером RA-89097 в ливрее «Аэрофлота». На сегодняшний день в парке перевозчика числится 30 российских региональных самолетов, десять из которых поставила компания «ВЭБ-лизинг», а 20 — лизингодатель «Сбербанк Лизинг».
Sukhoi Superjet 100 — российский ближнемагистральный пассажирский самолет, разработанный и запущенный в производство компанией «Гражданские самолеты Сухого» в 2008 году. Фактические поставки начались в 2011 году. К июлю 2017 года уже произведено 137 машин. Воздушные суда эксплуатируют авиакомпании России, Казахстана, Армении, Италии, Мексики, Таиланда, Ирландии и Египта.