Начать с хорошей книги…
Слово «культура» мозолит глаза почти каждому, кто хоть что-то читает. У этого термина более 400 определений, но люди все равно умудряются употреблять его и однокоренные ему слова не к месту. Ребенку говорят: «Не ругайся, не плюйся, будь культурным». А студент после попойки с одногруппниками хвалится: «Мы культурно провели время». В написанном ниже рассуждении культура понимается иначе, чем в приведенных мною примерах. Ссылаясь на Большую советскую энциклопедию, мы назовем культурой исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Что же сказать о литературе? Мы будем брать литературу в широком смысле, то есть как совокупность письменных произведений вообще. Очевидно, что литература – это часть культуры. И до некоторого времени это была часть наиболее доступная для осмысления одной культуры представителем другой (при условии того, что у читателя не возникало проблем с пониманием языка и письменной речи в целом). И, таким образом, литература была ключом, открывающим дверь в культуру интересующей эпохи и народности. Чтобы встать на путь понимания древних греков, нужно почитать Одиссею и Илиаду и отправные точки в их мировоззрении, истории, мифологии, станут ясны. А это совсем немало. А если любопытный школьник (или человек, который по каким-то роковым обстоятельствам не узнал за свою долгую жизнь ничего о древнегреческой культуре) дополнит свои знания чтением легенд и мифов Древней Греции, подобранных Николаем Куном, тогда его интерес к Элладе возрастет настолько, что и описание типов греческих колон и быта той эпохи может легко проложить дорогу в голову начинающего исследователя. Ведь он будет связывать эти трудно запоминаемые факты с понравившимися ему произведениями литературы. И, идя таким путем, сможет узнать о Древнегреческой культуре достаточно много.
Но времена меняются. И если говорить о современной культуре, то, как бы это печально не звучало, путь к ней лежит, пожалуй, через телевизор. Такова она – массовая культура современности. Но тут возникает вопрос. Почему за культуру определенной эпохи мы должны принимать то, что создается и потребляется большинством и для большинства? Ведь если отдавать предпочтение культуре большинства, то русскую культуру XIX века надо изучать прежде всего по быту и сказаниям крестьян, так как их было куда больше, чем тех, кто сидя в Петербурге упивался Пушкиным и Тургеневым. Но нас со школы приучили, что XIX век – это золотой век русской поэзии, столетие, в котором русская музыка, живопись, литература стали интересовать не только подданных Российской империи, но и весь мир. Это век великих и ужасных свершений, разорительных и победоносных войн. Хотя, это все прежде всего было делом меньшинства (о вкладе крестьянства в культуру того времени в учебниках написано не так уж много).
Так почему же сейчас мы берем за культуру времени то, что принадлежит необразованному и невежественному большинству, то, что благодаря Интернету доступно каждому, но при этом, за редким исключением, не имеет никакой ценности. Однако если обращаться к элитарной культуре, которая себя противопоставляет массам, то и там мы увидим немало абсурдных вещей – бессмысленные картины и арт-объекты, которые создаются только для того, чтобы подороже продать или просто привлечь внимание; сложные книги, описывающие миллион реальностей, но никак непереводимые в рамки здравого смысла, да и, в конце концов, фильмы и музыка, бывшие частью массовой культуры в прошлом веке, но спустя время ставшие уделом интеллектуальной элиты. Может быть, я немного отклонился от темы, но это действительно животрепещущий вопрос — я каждый день задумываюсь над тем, что слушать, что смотреть, и самое главное, что читать. Потому что дни и годы ускользают, а мозг засоряется всякой белибердой и теряет способность ясно мыслить из-за неправильного выбора нравственных ориентиров и способов достижения целей. Выбора, который нам диктуют неправильно подобранные книги и фильмы. Конечно, и правильный выбор достаточно субъективен.
Но все-таки существуют вещи, которые полезно знать каждому. Кто-то обзовет классику нудной, однако, если терпеливо дочитает до конца, то получит положительный эффект. Классика заложит в его голову ценности, которые в нем должны быть, как в представителе рода людского, но о которых в современном обществе как-то стыдно, глупо и даже пошло говорить (добро, справедливость, честь, семья, любовь…). Но классика не всегда доходчива для современного читателя, потому что она создана не под него. И в этом месте ярые защитники классики скажут: «Ничего подобного — классика вечна!». Конечно, она вечна (иначе бы мы о ней ничего не знали и не слышали), но в то же время не удовлетворяет некоторым критериям современного читательского ума. Как человек, привыкший есть переперченную пищу, не сможет учуять вкус блюда без приправ, так, и современный читатель, привыкший к ужасам и боевикам, не сразу может уловить психологические тонкости нравственного выбора классических героев. Нужно вникать в классику постепенно, начиная с простого, чтобы не вызвать отвращения от передозировки умными мыслями.
Итак, с этим мы разобрались. Классическая литература, как, впрочем, и классическое искусство в целом, это полезно и замечательно, но этого недостаточно. Забившись в угол с «Идиотом» Достоевского, мы можем стать похожими на ее главного героя — по-своему хороши, лучше многих, но очень далеки от реальности. А этого никак нельзя допускать. Поэтому нужно помимо классики достаточно времени уделять жизни как таковой и чтению того, что к ней максимально приближенно, но при этом не лишено смысла. И вот тут-то главная сложность. Где заканчивается современная культура, и начинаются бытовуха, скандалы и сплетни? Как отличить новую хорошую книгу от плохой? Ведь они, по сути, повествуют об одном и том же мире, даже герои могут быть похожими, но при этом один просто переписывает то, что видел, а другой закладывает в текст что-то такое, что наводит на более глубокие мысли, чем «повезло главному герою или не повезло», и меняет читателя в лучшую сторону.
А сейчас получается, что мы, простые смертные. У нас внутренний фильтр на бессмысленное работает слабо. Мы находимся между Сциллой и Харибдой – массовой и элитарной культурой, и выбирая одно из двух зол и потребляя его в концентрированном виде можем скатиться до уровня парней из подворотни или же выходить из дома только с целью дойти до новой арт-галереи, чтобы, закатывая глаза, говорить о философской значимости творений гениального художника, который случайно вытер грязь рукой о холст. Надо каким-то образом формировать свой фильтр и искать крупицы стоящего в «тысячах тонн словесной руды». Это задача не из легких. Недогадливый читатель спросит – зачем? Вольтер ответил бы так: «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить». Я бы добавил бы к этому — правильно мыслить, чтобы не тратить свое время на ненужные книги, ненужные действия, ненужную работу и ненужных людей. Чтобы найти то, что твое. Звучит банально, но это очень непросто. Очень непросто избежать навязывания со всех сторон (проходя сквозь коровник, трудно не наступить в лепешку). И если мы научимся подбирать нужную нам литературу, и другие элементы искусства и культуры, то мы поймем нужных нам людей, с которыми мы будем делать то, что нам интересно, то, через что, мы сможем реализовать свой потенциал. Ведь самое главное — это изменить сознание – а все остальное приложится. Правильные книги и люди – хорошие помощники в становлении собственного мировоззрения. И пусть вокруг будет становиться все больше людей, у которых будет хороший общекультурный и моральный базис и которые при этом будут заниматься своим делом, и не мешая другим, способствовать развитию человечества в целом, тогда и культурного шлака станет намного меньше, и мир станет чуточку лучше, и наши дети или внуки (или я не знаю к какому поколению мы наконец поумнеем, если не вымрем) будут знать, что читать и как жить. И безумство, окружающее нас, они будут воспринимать просто как злую, но не опасную собаку, которую мы можем просто держать на поводке. Остается только начать этот процесс, начать с хорошей умной книжки…