Госдума приняла в третьем чтении поправки к ст. 12.18 КоАП, согласно которым максимальный штраф за отказ пропустить пешеходов на зебре составит 2,5 тыс. руб. вместо действующих 1,5 тыс. руб. Дата вступления в силу изменений еще не определена: закон должен одобрить Совет федерации и подписать президент, что, скорее всего, произойдет в ближайший месяц. Об этом сообщает «КоммерсантЪ».
Напомним, еще в 2016 году президент Владимир Путин поручил усилить ответственность для нарушителей ПДД на зебре в связи с неэффективностью действующих штрафов и повышенным числом аварий на зебрах. После этого МВД был подготовлен законопроект, вводящий в ст. 12.18 КоАП штрафную вилку — 1,5–2,5 тыс. руб. вместо нынешних безальтернативных 1,5 тыс. руб.
Господин Соколов говорит, что самый эффективный способ снижения аварийности на переходах — снижение разрешенной скорости в городах. Сегодня она установлена ПДД на уровне 60 км/ч, но фактически водители едут 80 км/ч, потому что штраф за небольшое превышение не приходит. По словам Владимира Соколова, на скорости 80 км/ч, увидев пешехода, водители не успевают затормозить, плюс с ростом скорости возникает эффект туннельного зрения — автомобилист не видит обочину.
Идея снижения скорости в городах обсуждается последние десять лет, инициативу продвигал экс-глава ГАИ Владимир Федоров, затем столичный ЦОДД, но по факту ничего не изменилось. При этом, как неоднократно отмечали многие эксперты, регионам и городам не нужны никакие специальные законы — достаточно установить новые знаки на дорогах по согласованию с ГИБДД, как это сделала в мае 2017 года Московская область, поставив знаки «50» в населенных пунктах.
Вторая проблема — это формулировки ПДД. По словам господина Соколова, в старой редакции правил было прописано, что перед зеброй водитель должен остановиться, если переходит человек. В нынешней же редакции сказано, что он должен «уступить дорогу», а точнее не создавать препятствий для прохода. «То есть некоторые, видя пешехода, наоборот, ускоряются, чтобы быстрее успеть проскочить»,— говорит Владимир Соколов.
Изменений в ПДД уже давно добивается и президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин: он неоднократно обращался с письмами в ГИБДД. Недавно господин Травин направил обращение и в правительство РФ на имя Дмитрия Медведева (документ есть в распоряжении “Ъ”).
Термин «уступить дорогу» сейчас так сложно написан, что водителя можно наказать даже за предполагаемое и возможное создание помех в движении пешеходу, говорится в письме к премьеру.
По мнению Виктора Травина, необходимо переписать определение таким образом, чтобы водитель не имел права «начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это создаст помехи другим участникам движения, имеющим по отношению к нему преимущество, и во избежание ДТП вынудит их изменять направление движения или скорость». Реакция правительства и МВД на данное письмо пока неизвестна.