Счетная палата выявила нерезультативное расходование 607 млрд руб., которые государство в 2012–2014 годах направило госкомпаниям. Ведомство рекомендует усилить контроль за деньгами, которые бюджет вносит в ОАО.
Неэффективные деньги
Счетная палата проверила расходование бюджетных средств, которые отправлялись в уставные капиталы хозяйственных обществ в период 2012–2014 годов, рассказал РБК источник, близкий к ведомству. Существование отчета и письма в правительство по этому поводу подтверждает источник в финансово-экономическом блоке правительства.
Всего за период, который проверяли аудиторы, в уставные капиталы хозяйственных обществ государство внесло 607 млрд руб., получив 134 пакета акций АО. Основной вывод: хозяйственные общества систематически не достигают целей, на которые им выдаются бюджетные деньги, а министерства недостаточно этот процесс контролируют, рассказал РБК источник, близкий к ведомству.
Главная причина: планирование таких взносов недостаточно четко прописано в законодательстве. Например, отсутствует общий подход к финансированию организаций, входящих в интегрированные структуры: средства дочерним организациям выделяются и напрямую, и через головные организации. Счетная палата также зафиксировала нарушение процедур при выделении средств, несоблюдение сроков оплаты приобретаемых акций, искажение размера финансовых вложений государства на балансе Росимущества и так далее.
Основной объем взносов в прошлом году был предоставлен на цели, не связанные с капитальным строительством. В 2014 году только 13% взносов из бюджета пошли на финансирование инвестиционных проектов.
Кроме того, Счетная палата полагает, что объемы взносов в уставные капиталы АО превышают текущие потребности обществ: больше половины средств, предоставленных в 2014 году, к концу года остались на счетах (больше 84 млрд руб.). Временно свободные средства размещались на депозитах — по сведениям аудиторов, доход компаний из этого источника превысил в прошлом году 7 млрд руб.
По данным Счетной палаты, наибольшие объемы средств за три года были предоставлены РЖД — 190,2 млрд руб. (31,3% от общего объема); Россельхозбанку — 75 млрд руб. (12,4%); «РусГидро» — 51,5 млрд руб. (8,5%) и Агентству кредитных гарантий — 50 млрд руб. (8,2%).
Финансовая дисциплина
Счетная палата отправила информационные письма по итогам проверки в правительство и Минэкономразвития (в министерстве не смогли оперативно ответить на запрос РБК), отчет о результатах будет направлен в Совет Федерации и Госдуму.
Представитель РЖД говорит, что низкая результативность связана с тем, что деньги, выделяемые в уставный капитал, используются целевым образом. «Условия предоставления бюджетных инвестиций компанией строго выполняются, нарушений финансовой дисциплины нет», — заявил он. За счет средств, отправленных государством в капитал РЖД, осуществлялись такие проекты, как строительство автомобильной и железной дорог в Сочи, развитие Московского транспортного узла, модернизация БАМа и Транссиба, отмечает представитель РЖД.
В «РусГидро» с претензиями Счетной палаты не согласны. Ее представитель говорит, что данные Счетной палаты полностью не отражают объемы незавершенного строительства. Компания заключает договоры генерального подряда в режиме под ключ, что означает принятие на баланс значительного объема работ только после сдачи объектов в эксплуатацию. Пока этого не произошло, аудиторы считают деньги непотраченными, поясняет он. По его словам, доход от размещения средств на банковских счетах идет на затраты, связанные с реализацией проектов. На 1 августа 2015 года общий доход «РусГидро» от депозитов за весь период размещения с декабря 2012 года составил 11,3 млрд руб. «Из этой суммы 5,4 млрд руб. уже направлено на стройки и сопутствующие платежи», — добавил представитель компании. В Россельхозбанке не смогли предоставить оперативный комментарий РБК.
Формальные критерии
Проблемы с использованием денег вытекают из законодательного несовершенства, согласен с выводами Счетной палаты директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС Александр Дерюгин. По его мнению, основной недостаток — это нехватка контроля за расходованием средств госкомпаниями. Для его устранения достаточно распространить на госпредприятия те же правила, что и на расходование средств федерального бюджета, считает он.
Законодательство достаточно регулирует порядок внесения взносов в уставные капиталы обществ, не согласен главный научный сотрудник экономического факультета МГУ Виталий Тамбовцев. «У нас есть все необходимые регламенты. В момент вложения средств, наверное, делается все, что можно, а дальше — вопрос качества реализации», — говорит эксперт.
В качестве примера он приводит форс-мажорные обстоятельства: «Представьте, что у вас был целевой взнос на строительство дорог и вы провели соответствующий конкурс. А потом победитель внезапно обанкротился. Вы размещаете деньги на счетах — и тут появляется Счетная палата с вопросом, почему деньги на счетах, а не потрачены на указанные цели». Аудиторы часто руководствуются формальными критериями, отмечает Тамбовцев.
Государственные и частные компании могут получить господдержку тремя путями. Первый, доступный госкомпаниям, — взнос в уставный капитал. Таким способом, в частности, докапитализируют Россельхозбанк, на который возложены функции поддержки сельхозпроизводителей. Компании могут выпустить привилегированные акции в пользу государства — так поступали в РЖД. Второй способ — деньги федеральных целевых программ (ФЦП), это фактически работа по государственному заказу. Наконец, компании могут обратиться за средствами в ФНБ: как правило, они выпускают облигации, которые выкупают коммерческие банки, — они уже рефинансируют заем в ФНБ (проект Ямал-СПГ НОВАТЭКа, финансирование программы БАМ для РЖД). Во всех случаях помощь государства прямо увязана либо с исполнением госконтракта, либо с целями, на которые привлекают ресурсы бюджета и ФНБ.
Источник: РБК