На рекламных щитах, установленных в начале августа на центральных улицах города, появились окончание загадочных фраз и портреты вместо силуэтов.
Начало высказываний на щитах было странным. Например, как на плакате возле площади, по Заславского: «Иногда хочется подурачиться…».
Оказалось, щиты – рекламные и посвящены политическим героям нашей эпохи и местности. На них сейчас – четкие портреты премьер-министра Путина и губернатора Мишарина, их цитаты и символика «фронта». Подурачиться, например, судя по появившемуся портрету, хотелось губернатору Мишарину. Но слова на баннере сейчас другие.
Как и под изображениями Путина. В нашем городе на плакатах я увидела только продолжение фраз про «Кто хочет – тот может…быть услышанным» (Мишарин) и «Говорите…Вас услышат!» (Путин).
В других городах на баннерах возле портретов Мишарина вот такие продолжения: «Иногда хочется подурачиться,…но статус не позволяет» и «У нас нет повода…не уважать себя». У Владимира Путина написано: «Если мозги утекают…значит они есть», и – тут слово добавлено впереди: «Социальный …лифт заработает».
Странные билборды, установленные в крупных городах области, бурно обсуждали в Интернете. После их установки появились версии окончательных макетов. Например, выражение «Кто хочет, тот может…» по первоначальному рисунку должно было закончиться словами «..с остальными нам не по пути». Но продолжение сделали иным.
Идею рекламной кампании в таком интригующем виде приписывают Алексею Багарякову, новому заместителю председателя областного правительства Гредина. Мол, вот так неожиданно и креативно он решил двигать идеи и образы лидеров ЕдРа в массы. Но Багаряков не спешил признаваться в авторстве. Его уличают: мол, известный мастер маскировки. Резонно.
Мы в Серове тоже наблюдали разного Багарякова. Еще недавно он приезжал в город как депутат Госдумы и лидер коммунистов. Бил себя в грудь на сцене «Родины», мол, мы, да эту «Единую…», да это антинародное правительство…
Но прошло немного времени и вот уже видим Багарякова в той же команде губернатора, которую он так смело и аргументированно критиковал.
В очередной приезд в Серов, на торжественном собрании ферросплавщиков в честь Дня металлургов, он уже выступает как правильный чиновник, докладывает о достижениях своих коллег-министров. Партбилет КПРФ? Сдал в июле.
И понятно, что не так просто рьяный активный молодой депутат переметнулся на другую сторону баррикад. За «ослабление» компартийных рядов что-то да ему пообещали.
Вот получается: в правительство берут не за профессионализм и ум, а по политическим мотивам, а если мозги утекают, то и пусть, зато порадуемся, что есть еще в России не только дураки. Хотя вот у нашего губернатора мечта – именно подурачиться.
Пока же в очередной раз подурачили нас. Пообещали: лифт заработает, а оказалось – не ремонт старого сделают, а какой-то непонятный социальный лифт заработает. Куда нас на нем завезут?…
Странное представление о людях у авторов плакатной замаскированной идеи. Мы, по их задумке, должны, видимо, порадоваться таким умным, точным, ярким цитатам наших вождей и креативности подачи политрекламы.
Но, во-первых, сколько уже слышано-переслышано нами обещаний от властей, что «нас услышат» и что «лифт заработает», а, во-вторых, чувствовать себя оболваненным, пойманным на удочку любопытства не очень-то приятно. Противно, обидно и ничего кроме злости это не вызывает.
Вот как пишет о воздействии на людей рекламной кампании с плакатами-загадками информагентство «Ура. Ру». (URA.Ru):
«Для проведения подобной рекламной кампании требуется письменное согласие лиц, изображенных на плакатах. Пока известна только неофициальная позиция Александра Мишарина: он на щиты со своими цитатами, якобы, согласился. В пресс-службе правительства РФ сообщили, что будут разбираться с фактами использования образа Путина и свою официальную позицию озвучат дополнительно. Единоросс, проведший не одну избирательную кампанию, считает, что позиция будет негативной: «Москве не важно, какой образ будет у Мишарина – местные политики их вообще не интересуют, можно хоть в трусах агитировать. Но образы Путина и Медведева – под запретом, вплетать их в региональные разборки, в местные кампании категорически запрещено».
«C точки зрения рекламного сообщения принты оставляют желать лучшего, – подтверждает общее настроение директор агентства «Red Pepper» Данил Голованов. – Такое ощущение, что все делалось на скорую руку (или за бесплатно). Да и сами слоганы-цитаты кажутся сомнительными. Например, «социальный лифт заработает». Это значит, люди были вынуждены карабкаться по социальной лестнице пешком? В слогане про «мозги» хочется вместо «мозгов» написать «деньги». Лично у меня он вызывает больше негатива, чем позитива. «Иногда хочется подурачиться, но статус не позволяет» – звучит просто пафосно. Возникает ощущение, что информационный месседж нацелен не на сближение с аудиторией, а, наоборот, дистанцирование от нее. Аббревиатура вместо имен на подписи под цитатами — жирная точка, подтверждающая эту огромную дистанцию».
Источник в областном штабе ЕР указывает на несколько негативных последствий кампании: «Первая часть с силуэтом задает криминальный ракурс зрения на государственных руководителей. В лучшем случае, возникает образ шпиона, в худшем – преступника и злодея. Нужны ли Мишарину и Путину такие инструменты для повышения узнаваемости? Ответ очевиден: нет».
«У Мишарина все слоганы отвратительные, и работают против него, – продолжает собеседник нашего агентства. – Когда люди увидят слоган про подурачиться, те, у кого есть запас психической и социальной стабильности, испытают либо недоумение, либо смех: чувак в очках хочет что-то отмочить, но не может, потому что он в костюме и на должности. Какое это имеет отношение ко мне? Им там что, некуда деньги девать? А если запас «спокойствия» исчерпан, будут плеваться и материться. Задумка страшно далека от народа: на Урале нет ментальной фишки, что все мучаются от ограничений своего статуса».
Аналогичные замечания высказывают и к слогану «Кто хочет, тот может…» «90% жителей области не хотят и не могут делать то, что хочет от них сегодня власть, – признает член штаба. – И слоган звучит так: нам не по пути со всеми вами. Но политик интересен не тем, что обвиняет избирателя в нерасторопности или еще каких-то недостатках, отсутствии желания – то против канонов. Политик интересен тем, что он делает за кого-то, борется за нас с чудищем, которое мы не можем победить, поэтому он нам и нужен. А если мы можем и хотим, то нафиг он-то нам? Это классика жанра».
К щитам есть и технические претензии. Единороссы опасаются, что политические оппоненты начнут портить щиты, превращая политически правильную цитату в насмешку – «У нас нет повода уважать себя». Член президиума свердловского политсовета указывает на проблемы и другого щита – о дурачестве: «Слово с корнем «дура» рядом с губернатором – это похоже на диверсию. Против Росселя размещали баннеры «Верни дроссель, сволочь».
Такие щиты-загадки рекламщики называют тизерными (от англ. tease – дразнить)».