Контрольно-ревизионная комиссия Серовского городского округа сконцентрировала внимание на управлении образования и образовательных организациях.
Работу ревизоры начали с проверок в части формирования и исполнения муниципального задания, где задействованы самые большие объемы финансирования. В ходе проверки контрольный орган охватил несколько учреждений: управление образования, школу №22, детский сад с большим количеством филиалов №38 «Елочка», школу села Филькино и детский сад №33 «Веснушки».
В итоге проверили 2 автономных, 2 бюджетных учреждения, две школы и два детских сада.
— Мы начинаем проверки с Уставов этих учреждений. Смотрим перечень видов деятельности, которыми может заниматься то или иное юридическое лицо. Сразу же вскрылись серьезные замечания, потому что представленные к проверке Уставы не содержали основных перечней видов деятельности по получению муниципального задания. По сути, они не имели права подписывать соглашения на получение субсидий на выполнение муниципального задания. Этого вида в Уставах не было. Мы запросили камерально еще 16 Уставов образовательных организаций и во всех были выявлены похожие замечания и нарушения, — заявила в ходе бюджетной депутатской комиссии руководитель контрольно-ревизионной комиссии Людмила Осколкова.
Обобщенные данные по классификации нарушений по контрольному мероприятию были доведены до сведения главы Серовского городского округа Елены Бердниковой.
Проверка установила, что в 2016 году управление образования с нарушениями осуществляло нормативно-правовое регулирование процедуры формирования муниципального задания подведомственных учреждений. Нарушены были требования Бюджетного кодекса и муниципального правового акта по порядку формирования муниципального задания.
К проверке было представлено распоряжение главы администрации округа о наделении отраслевых органов администрации отдельными функциями. Контрольным органом вынесен вердикт о незаконности данного распоряжения в части передачи полномочий отраслевым органам администрации, потому что бюджетные полномочия может передать только представительный орган. Для передачи бюджетных полномочий требовалось решение Думы.
Контрольный орган отмечал, что три года в действующее положение об отраслевом органе администрации Управление образования, утвержденном решением Думы в 2005 году, не вносились изменения. Этот муниципальный правовой акт действует в редакции от 28 января 2014 года.
Муниципальные услуги предоставлялись учреждением при отсутствии нормативно-правовых актов, которые регулируют порядок оказания таких услуг. Административные регламенты на предоставление этих услуг также отсутствовали. Финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий выявило ряд нарушений и замечаний:
Нормативные затраты были рассчитаны без применения базового норматива и корректирующих коэффициентов. Рассчитаны не на единицу показателя объема оказания услуги, как этого требует порядок, а в целом по сумме фактических расходов, необходимых для оказания муниципальной услуги.
— Проверка показала, что при таком подходе планируемая и расчетная стоимость одной единицы муниципальной услуги, связанной с реализацией общеобразовательных программ, определена по принципу: «сколько требуется для того, чтобы профинансировать все фактические расходы учреждения». А не исходя из того, сколько требуется для оказания единицы конкретной услуги с учетом специфики учреждения. Так требуется по законодательству, — заявила Людмила Федоровна.
Нормативные затраты в сфере образования определяются в расчете на одного ученика по каждому уровню образования, типу образовательной организации и других оценочных показателей, влияющих на стоимость услуг. В 2016 году управлением образования нормативные затраты были рассчитаны без учета этой нормы.
В школе №22 муниципальная услуга по реализации основных общеобразовательных программ среднего и общего образования стоит 46,2 тысячи рублей на одного ученика, а по основному общему образованию — 112,3 тысячи рублей в школе села Филькино.
В детском саду №38 стоимость услуги за присмотр и уход за детьми от 1 года до 3 лет составляет 88,9 тысячи рублей, аналогичная услуга в детском саду №33 стоит 60,7 тысячи рублей.
В детских дошкольных учреждениях расчет муниципальной услуги, связанной с организацией отдыха детей и молодежи, не содержит расходов на выплаты педагогическому персоналу. Это позволило сделать вывод о неполной финансовой обеспеченности муниципальной услуги. Получилось неясно: когда детский сад оказывает услугу по оздоровлению? Непонятно из какого муниципального задания берется стоимость оплаты труда педагогов, воспитателей?
— Контрольный орган отмечает, что управлением образования расчет нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, применяемых при расчете финансового обеспечения муниципального задания, произведен с нарушением требуемых норм. Планирование расходов подконтрольными автономными и бюджетными учреждениями произведено по типу бюджетной сметы казенного учреждения. Получается, что при переходе на бюджетные и автономные типы учреждений, фактически не изменилось подходов к финансированию этих учреждений, — резюмировала Осколкова.
Как отмечают в контрольном органе, значительное количество нарушений свидетельствует о ненадлежащей организации работы управления образования по порядку предоставления субсидий на финансовое обеспечение муниципального задания. Управление образования обязано выполнять контрольные функции по проверке субъектов и осуществлять контроль на ежеквартальной основе. Документы об осуществлении такого контроля не были представлены, что свидетельствовало о неисполнении функций.
Управлению образования и юридическим лицам направлены представления и предписания. За невыполнение предписаний предусмотрена административная ответственность.
— Сейчас осуществляется выполнение требований предписаний, вынесенных в отношении управления образования контрольным органом, — сообщил «Глобусу» Александр Колганов, руководитель управления образования.
Контрольный орган выявил еще ряд нарушений. Подробнее с материалом можно ознакомиться на сайте органа финансового контроля.