О том, что в Уральских горах уже почти 20 лет существует буддийский монастырь – слышали, знали, но не находили время посетить. Решились спонтанно.
Выезд в 6 утра. Дорога до «своротки» на Качканар прошла в сладкой полудреме на заднем сиденье. В субботнее утро машин, попутных и встречных, на трассе было мало, торопиться тоже было некуда. После поворота возникли первые трудности: дорога в Качканар (город) и дорога на Качканар (гора) странным образом располагались на местности и совсем расходились с видением навигатора.
К буддийскому монастырю Шад Чупь Линг (Шад Тчуп Линг) ведет одна дорога… через контрольно-пропускной пункт горно-обогатительного комбината, мимо Западного карьера. Как и ожидалось, через КПП туристов без пропусков не пускают. Пропуска можно получить в местном рудоуправлении, но, в субботу их негде было взять. Охранницы улыбаясь и кивая головой в сторону видеокамер, установленных над шлагбаумом, на вопрос «как пройти к монастырю?» отвечают «никак».
На форумах, посвященных теме похода в Шад Чупь Линг об этом предупреждалось заранее. Поэтому мы знали, что возле КПП надо свернуть влево в лес – там, параллельно дороге идет лесная тропа, которая огибает КПП и потом выводит туристов на щебенчатую дорогу.
По дороге необходимо пройти примерно 7 км. Движение вверх, конечно, утомляет, да и пейзаж все это время практически не меняется: впереди дорога, справа и слева смешанный лес. Но, свои «плюсики» есть и у этого восхождения. Здесь расположены три смотровые площадки Западного карьера. Зрелище впечатляет своей масштабностью. Несколько длинных товарных поездов, в которые на разной глубине одновременно проходила загрузка руды, казались игрушечными. Что уж говорить о совсем крошечных «белазиках» и людях-рабочих, которых стоило огромного труда заметить и разглядеть.
Идти по дороге необходимо до «дерева с ленточками». Здесь установлен своеобразный указатель: продолжение движения по дороге приведет к горному озеру (впрочем, «чудо природы» рук человеческих и представляет из себя затопленный карьер), а поворот вправо на лесную тропу рано или поздно приведет к буддийскому монастырю.
На одном из склонов Качканара имеется останец, напоминающий по контуру верблюда – излюбленное место туристов. Указатель предупреждает, что к «верблюду» можно пройти и не через территорию монастыря.
Случайным людям здесь не рады, а неслучайным, кто преодолевают 8 км пешком (а в нашем случае еще и более 170 км на машине), чтобы попасть в Шад Чупь Линг, предприимчивые монахи предлагают поучаствовать в строительстве монастыря. Необходимые стройматериалы буддисты доставляют по щебеночной дороге только до этого перекрестка, дальше 1-1,5 км нести их приходится по лесной тропе на себе. Паломникам и любознательным туристам в этой «грузопереноске» выпадает возможность принять непосредственное участие. Нам повезло… материалом дня был объявлен опил. В большой куче, накрытой тентом, часть опила уже была расфасована в мешки – бери да неси.
На вершине каменной стены расположен буддийский монастырь. Он конечно, еще не достроен и по первому впечатлению не похож на те строения, что можно видеть на фотографиях из Таиланда, Китая… Скорее отсюда, от подножия больше напоминает трущобный дом. Но какое-то чувство восторга и умиротворения появляется – величественные камни, хранящие память тысячелетий, тишина, уединение, опять же предвкушение от знакомства с экзотической для нас культурой просветленных.
Сразу за белоснежными воротами с росписными дверями необычное архитектурное строение – ступа Пробуждения, культовое сооружение для проведения различных ритуалов.
При входе на информационном стенде размещены правила поведения на территории монастыря и информация для тех, кто хочет посодействовать в строительстве или уйти от мирского и суетного и пожить несколько дней в Шад Чупь Линг.
Буддийский монастырь Шад Тчуп Линг (тиб. «Место практики и реализации») основан 15 мая 1995 года. Закончив обучение в буддийском институте при Иволгинском дацане (Бурятия),
Лама Санье Тензин Докшит (Михаил Санников) прибыл на гору Качканар и заложил первый камень буддийского центра. Название монастыря и точное месторасположение были указаны Ламе Санье Тензин Докшиту его Учителем Пема Джангом (Дарма Доди Жалсараев, 1904-1997 гг.).
Первое живое существо, которое встречает посетителей – огромный рыжий пес, конечно, не мастиф, но не менее грозный.
Продвигаясь вглубь территории монастыря по дороге выложенной гладкими камнями встречаем девушку Машу с наголо обритой головой. Она приветливо улыбается и указывает куда поставить принесенный опил. Проходим внутрь одной из построек. Маша предлагает нам присесть на подушки и наливает чай.
Рассказать о монастыре, о быте его обитателей и о буддийской культуре к гостям – вслед за нами прибыла еще группа из Качканара – вышел монах Луг Мо Па. Пока молодой человек, тоже с блестящей головой, одетый в бордовые одеяния, вел свой рассказ, начался сильный ливень. Планы немного это явление подмочило: сорвалась не только экскурсия по территории самого монастыря, но и продолжение похода к «верблюду», на вершину горы и к памятнику Юрия Гагарина, который расположен на другом склоне Качканара.
Пока бушевало ненастье, Луг Мо Па рассказал об основателе монастыря Ламе Докшите, показал проект Шад Чупь Линга – то, как комплекс будет выглядеть, когда его достроят, совсем немного поведал о проповедуемом учении и о том, чем монахи – в монастыре живет 10 приверженцев буддизма – занимаются.
Туристы поинтересовались и тем, что буддисты будут делать, когда горно-обогатительный комбинат возьмет в разработку гору Качканар. Монах невозмутимо ответил, что до Качканара «Евраз» доберется нескоро, а один из главных постулатов буддизма в том, что все в этом мире изменчиво и непостоянно. Завидное спокойствие.
С территории Шад Чупь Линга открываются великолепные виды. Качканар хоть и не высокая гора, всего 887,6 м над уровнем моря, но выше, чем все в округе.
Ночевать в монастыре в наши планы не входило (об этом надо было договориться заранее и к тому же в тот день гостевые комнаты оккупировали туристы из Нижнего Тагила), поэтому благодарим монахов за гостеприимство и выдвигаемся обратно. Пройти нужно все те же 8 км.
Собственно, 16 км пешком по свежему воздуху прогулочным шагом – это не марафонский забег на Конжак. Зато впечатлений от увиденных картин природы, достижений промышленности и буддийской культуры, нашедшей приют на севере Урала, хватит надолго.