В Серове осенний субботний день. Намедни в «нерезиновой» столице бушевало Бирюлево. Но Серов – это не Москва, и в центре тут спокойно – небольшие пробки перед светофором, несколько торгующихся дарами природы, разложенными на прилавках…
Зарисовка первая
Два парня славянской наружности с помятыми лицами заходят в кафешку рядом с Преображенской площадью, на которой стоит главный православный храм Серова.
Кафе это – и, как минимум, еще одно в Серове – держит этнический узбек, которого зовут Рахим. В меню самые популярные блюда и напитки «современной русской кухни» – чай-кофе, пиво-водка, пельмени-шашлык. У Рахима еще и своя ферма в одном из поселков Серовского района. Свинина, говядина в его кафе со своих ферм.
Повар, который готовит в кафе, этнический таджик, но все зовут его Колей.
– Оба они живут здесь лет по двадцать. У Рахима тут семья – жена и двое детей. Сын в бизнесе, с отцом крутится. Коля тут с сыновьями, – рассказывает о своих работодателе и коллеге официантка Лариса. Она – украинка. На Северный Урал ее привез муж.
В заведении настоящий интернационал. Недавно вот Роза уволилась, таджичка.
Лариса говорит, что с начала лета посетители этого заведения стали чаще задаваться «национальным вопросом»:
– У нас цены весьма демократичные, потому народ, честно если, всякий бывает. Бывает молодежь сидит – далеко не пионеры. Рахим однажды по голове едва не получил – молодежь сидела, выпивала. Посуду били. Коля, вообще, к посетителям почти никогда не выходит, если что начинается… Он гражданин России, но бьют ведь не по паспорту… Он, конечно, сдачи сдать сможет, он сильный. Но драка – оно ему надо?
Но хуже всех, по словам женщины, «блатные». Они, вообще, ребята резвые и за словом в карман не лезут.
– Сразу называют тебя…, – Лариса перечисляет, как именно приблатненные товарищи называют работников кафе. По словам женщины, если дело доходит до ссор и разборок, а до них оно доходит часто, то про национальность эти товарищи вспоминают всегда.
– И ведь в милицию звонить бесполезно, – разводит руками Лариса. – Никого же не убили и пожара не произошло.
Зарисовка вторая
В торговом центре, примыкающем к кафе Рахима, пряностями-специями торгует Хомид Э., молодой человек 18 лет. За прилавком ему помогает товарищ того же возраста.
Хомид говорит, что в России он живет уже месяцев семь. Приехал он сюда к отцу, который на Северном Урале живет далеко не первый год. У отца здесь небольшой торговый бизнес. А у Хомида в Серове – 20-летний брат и 18-летняя сестра. Живут они втроем на съемной квартире.
Хомид говорит, что Серов он знает плохо. Потому что маршрут его – квартира – прилавок. И на дискотеки не ходит, потому что стесняется, что плохо говорит по-русски.
Кстати, у Хомида, помимо брата и сестры в Серове, есть еще брат с сестрой, которые остались на родине и живут с мамой.
– А чего удивляться, – не удивляется Светлана, торгующая за соседним прилавком. – Просто у папы одна семья здесь, в Серове, а вторая – на исторической Родине. У многих так. Тут деньги зарабатывают, туда отправляют. Но на парня не думайте. Он у нас хороший мальчик. Слова плохого не скажет. Мы вместе чай пьем.
Зарисовка третья
Азербайджанец Кадыр Мусаев, который живет в Серове с 1998 года, возит товар из Екатеринбурга. Он держит несколько точек на мини-рынке у торгового центра в районе центральной площади Серова. Русские женщины-продавщицы называют его Гена.
Гена говорит, что спокойно воспринимает то, что произошло в Бирюлево.
– Это Москва. Там по-другому живут. У нас в Серове все мирно. И никаких нападок мы не чувствуем. Ну раз показывают по телевизору все это, значит кому-то нужно, – пожимает плечами Гена.
Вечереет. Работники грузят в «ГАЗель» не распроданный товар.
– У меня друзей русских не меньше, чем друзей азерюайджанцев. Нам распрей не надо. Зачем? Я работаю, женщинам вот работу даю. Кому от этого плохо?
Зарисовка четвертая
К десяти часам вечера все столики в кафе-баре, что в центре Серова (на вывеске — кавказская фамилия) – уже заняты. Сегодня в кафе живая музыка. Поет, кстати, человек, прошедший «горячую точку».
Среди танцующих профессиональной подготовкой выделяется человек явно кавказской внешности. Он армянин, его зовут Вартан, и у него есть мечта. Он хочет открыть школу танцев. Не типичная, прямо скажем, мечта для армянина в Серове.
Сюда он приехал даже не из Армении, а из Екатеринбурга, где работал на стройке. Он и в Серове работает на стройке.
– Когда у человека есть семья и ему нужны деньги, то мечтами приходится жертвовать, – пожимает он плечами на такое несоответствие. – Но это не значит, что жертвовать мечтой надо бесповоротно. Я вот в глубине души надеюсь, что найдется кто-нибудь, кто поможет деньгами на школу.
Про школу и танцы Вартан может говорить долго и увлекательно. После десяти минут разговора это понимаешь твердо.
– Я сюда стараюсь несколько раз в неделю приходить. Потому что, если всегда быть в семье, по можно поругаться. А тут я могу потанцевать. А еще я могу иногда спеть, мне доверяют микрофон, – говорит он.
Еще Вартан говорит, что в России он приехал не только заработать. Он хочет, чтобы его дети учились в русской школе.
– Это другой уровень образования, другие возможности. Вот все говорят, что мы сюда едем. Но русские ведь тоже уезжают. За границу, например, в поисках работы или на учебу. Что плохого в том, чтобы делать свою жизнь лучше?..
P.S.: Редакция считает данный материал неким приглашением к разговору о «национальном вопросе», в последнее время заявляющем о себе все громче и громче. Есть что сказать: akl@serovglobus.ru.