Было многое, но «фишка» исчезла!
Уже в который раз ожидаемый любителями бардовской песни и поэзии фестиваль «Рифмы сердца», организуемый активными пропагандистами данных жанров при поддержке управления культуры, прошел в нашем городе 11 апреля.
Предварительные прослушивания авторов и исполнителей среди представителей наших образовательных учреждений, предприятий города, ветеранов позволили отобрать самых перспективных конкурсантов, сделать фестиваль, как всегда, цельным и самобытным. Благодаря проведенной накануне молодежной встрече «Я, ты и гитара» выявлена новая, талантливая молодежь, уверенно чувствующая себя на сцене. В репертуаре отражена тема войны, подвига нашего народа, праздника Победы.
Ведущая фестиваля Ксения Долгих, хороший зал ДК «Надеждинский» и его акустика помогли лауреатам и гостям ярче проявить себя, а слушателям приятно отдохнуть в этот вечер.
Вместе с тем присутствует ощущение недовершенности, которое преследовало меня в течение всего концертного дня: многих знакомых и ожидаемых исполнителей не было на фестивале (гг. Тюмень, Лесной, Тагил, Волчанск, Новая Ляля), не было встреч с участниками прошлых фестивалей и знакомых зрителей, для которых препятствием стала удаленность культурного центра.
Не знаю… Может быть, в нашем возрасте мы становимся более консервативными, привязываясь к прошлому. Но! Было многое, а вот «фишка» исчезла!
Виктор Чернядьев, лауреат фестиваля.
В зале не пели. Души не было…
Небольшое послесловие к фестивалю «Рифмы сердца».
Отличный концерт… Концерт мне понравился. А вот был ли фестиваль? Почувствуйте разницу между действом и зрелищем.
Куда ушла душа? Драйв и ощущение праздника должны быть на фестивале: встречи друзей, обмен адресами, информацией, посиделки за чаем… Была такая традиция – открывать фестиваль общей песней. И закрывать – общей.
Когда меня попросили описать фестиваль, первое, что я вспомнила и отметила – в зале не пели.
Есть ли будущее? Впереди Х, юбилейный фестиваль. Каким он будет, давайте подумаем вместе.
Надежда Углова, постоянный зритель и с недавнего времени участник фестивалей «Рифмы сердца».
Встреча молодых поэтов и бардов
8 апреля в Доме молодежи поэтический клуб «Дар» организовал традиционную встречу учащихся школ и студентов, пишущих стихи и любящих песни под гитару.
На призыв встретиться «себя показать и на других посмотреть» откликнулись 37 поэтов и исполнителей бардовской песни. Самыми младшими были учащиеся 5-6 классов школ №14 и №20, самыми старшими – студенты Северного педагогического колледжа и Серовского металлургического техникума.
Очень понравились стихи молодых поэтов – искренние, обращенные к Другому, призывающие к живому диалогу.
Жюри особенно отметило стихи Пелымской Ангелины (школа №22), Морозова Богдана (школа №1), Уласень Дарьи (СПК), уверенное исполнение бардовских песен Ившиным Михаилом (СПК), дуэтом Криворучка Александра и Сяплина Анастасия (школа №20), дуэтом Гейн Татьяна и Русских Анастасия (ДМШ), песенной группой 6-го класса школы №20 – Архипова Маша, Белобородова Настя, Ворошилова Ксения, Мартьянова Настя, Погудина Алёна.
Впрочем, мероприятие не предполагало определение победителей, самое ценное – это то, что ребята не просто слушали, а были реальными участниками события.
Организаторы мероприятия выражают благодарность педагогам школ №№1, 14, 20, 21, 22, 23, СМТ, СПК и ДМШ за помощь учащимся в подготовке, администрации Дома молодежи за предоставление площадки для мероприятия.
Александр Бушуев.
Что потерял город?
«11 апреля в ДК «Надеждинский» состоялся 9-й фестиваль «Рифмы сердца», – так будет написано в различных отчетах.
Но так ли это на самом деле? Считаю, что город потерял – или почти потерял – свой традиционный фестиваль. Попытаюсь объяснить свой вывод. Сначала о словах: фестиваль – это многоаспектное действо, которое предполагает максимальное вовлечение многих людей в творческую деятельность (а не только слушание).
Таким мы и старались его делать: накануне фестиваля проходило мероприятие с учащимися школ и студентами («Я, ты и гитара»), с пятницы на субботу мы встречались с иногородними друзьями нашего фестиваля, в субботу было прослушивание и концерт, в воскресенье лауреаты фестиваля выступали перед молодежной или детской аудиторией. Фестиваль предполагал обязательное участие поэтов, множество разнообразных номинаций, позволяющих каждому проявить себя.
А что в этот раз? Буквально за 3 недели до начала фестиваля вдруг «в верхах» возобладало мнение «сменить формат фестиваля»: провести его только в один день, исключить поэтов и молодежь, убрать все специальные номинации фестиваля, по сути – редуцировать фестиваль до «идеального гала-концерта». Поэтов, молодежь в последующем удалось отстоять, хотя некоторые так и не решились пройти прослушивание, узнав о высочайших требованиях к участникам гала-концерта.
Главное, никто в управлении культуры так и не ответил на вопрос: каковы основания для смены практикуемой аж с 2008 г. концепции фестиваля? Кто, когда зафиксировал, доказал, что фестиваль не решает поставленных задач и теряет свое значение?
Есть впечатляющая статистика участия молодых и новых участников, есть свидетельства их творческого роста (многие из них стали лауреатами фестивалей более высокого ранга), есть благоприятные отзывы об атмосфере и сопутствующих мероприятиях, есть постоянные иногородние участники и др.).
Что же заставляет спускать это уникальное для города событие на тормозах (смета из года в год урезается, места постоянного нет, подготовка начинается, несмотря на призывы, буквально в последние недели…)?
Вижу две причины. Первая – банальная. Еще Салтыков-Щедрин писал, что бюрократу сиюминутное яркое, шаблонное мероприятие дороже всяких перспективных, традиционных, по-настоящему новаторских. «Галочка» в отчетах появляется с минимальными затратами. На настоящий фестиваль ведь надо работать весь год, а концерт можно собрать и за неделю. Вторая – непонимание сути культурной работы. В рекомендациях по организации культурной работы написано о функциях управлений культуры: «создавать условия для культурно-творческой деятельности населения муниципальных образований».
По-моему, все ясно: судить о результате фестиваля нужно не только и не столько по качеству гала-концерта, но по количеству вовлеченных в процесс людей, особенно молодых, поскольку их культура и определит будущую жизнь родного города.
Неужели это непонятно, что задачи, связанные с непосредственным включением молодежи, творческих людей в фестивальный процесс, организацией творческого общения, привнесением поэзии и бардовской песни непосредственно в среду молодежи, подменяются одной частной задачей – демонстрацией «образцовой бардовской песни».
И может ли один концерт поднять культуру? И можно ли поставить знак равенства между городом с еще одним (пусть даже очень хорошим) концертом и городом с фестивалем?
Александр Бушуев, организатор предыдущих фестивалей.