Театральный критик и менеджер, помощник художественного руководителя МХТ имени А.П. Чехова, кандидат искусствоведения Павел Руднев приехал из Москвы, чтобы посмотреть спектакль в серовском театре драмы. Сразу после окончания действа «Золотого дракона» представители городской прессы встретились с московским театральным критиком, чтобы познакомиться и обсудить увиденное на камерной сцене.
— Спектакль, только что увиденный на сцене, может быть включен в какую-то конкурсную программу, в частности номинирован на «Золотую маску», хотя это огромная процедура, исход которой зависит от целого ряда критиков, экспертов. Эту работу мы видели на видео задолго до самого спектакля, спектакль посмотрел в живую, впечатлений масса, — произнес московский театральный менеджер.
Спектакль «Золотой дракон» – не стандартный, яркий пример западной театральной культуры. Для многих зрителей может быть не понятен. Павел Руднев заявляет, что на такие эксперименты должен время от времени идти каждый театр.
— Нужно предпринимать подобный риск, смысл театра в том, чтобы расширять зрительское предложение, а не наоборот. Если театр во всем будет следовать лишь ожиданиям зрителей, он очень быстро скатится в массовую культуру. Этот спектакль воздействует на публику крайне эмоционально, он буквально бросается ей в лицо, все время в зал летят брызги, на колени публики с первого ряда, в довольно агрессивной подаче. Пусть какая-то часть эстетики непонятна, этого не нужно бояться, ведь театр всегда должен содержать некий элемент абсурда, неясности, нечеткости, таинственности, – говорит Павел.
«Золотой дракон» говорит публике о неравных стартовых условиях жизни разных людей. Эта тема актуальна и в нашей стране, тема неблагополучия, классового расслоения — это близко в той или иной мере всем и каждому.
— В Москве эта пьеса читается сегодня по особенному. Практически весь обслуживающий персонал в Москве и Петербурге состоит из бывших наших соотечественников. В этом основной, самый кричащий смысл спектакля, способный оставить в сердце зрителя боль. Другие смыслы безусловно есть, но о них не хочется говорить, — описывает пьесу критик.
«Режиссер с актерами серовской драмы отлично сработался, на сцене они выглядят весьма убедительно, органично», — таков был вердикт московского театрального специалиста.
— Абсолютный ансамбль, весьма энергозатратный. Если даже ни один из смыслов человеком не читается, ни один сценический знак не расшифровывается, тот объем энергии, что выплескивают актеры, тоже является частью впечатления от спектакля. Когда ты видишь безграничную актерскую преданность сцене и желание что-то рассказать зрителям изнутри, но не по форме, это очень хорошо формирует положительное представление об увиденном в сознании зрителя, — говорит Руднев.
Как известно, «Золотого дракона» ставил немецкий режиссер Андреас Мерц-Райков. Перед началом действа директор серовского драмтеатра Наталья Мозжакова зачитала публике письмо, адресованное театру немецким постановщиком:
— Дорогие зрители, я счастлив, что вы решили посетить наш спектакль. Наш «Золотой дракон» один из лучших, что я когда-либо ставил. Сама работа и первый просмотр стали для меня чем-то невероятным.
С подачи Мерца, содержание этого письма будет зачитываться зрителям перед каждым новым просмотром спектакля. Павел Руднев, в свою очередь, назвал это совершенно лишней затеей.
— Мне кажется, это письмо было лишним, оно не нужно. Оно не дает ничего, кроме того, что информирует публику о резком отличии «Золотого дракона» от других спектаклей. Зритель должен понимать, что находится он не на рядовом репертуарном спектакле. В остальном, совершенно необязательно, — прокомментировал критик.
«Чем сильнее театр в регионах, тем сильнее он будет в столицах», — уверен Павел Руднев. Цель его визита заключена в этих словах. Особенно, если учесть, что представителям театров из глубинки очень часто удается стать номинантами, а то и лауреатами высших театральных наград, в том числе и «Золотой маски».
Визит московского критика в серовский театр завершился его беседой с руководством и труппой.