Следователи, эксперты-авиаторы, прокуратура продолжают расследование причин катастрофы и организации поисков Ан-2, место гибели которого было обнаружено 4 мая на подступах к Катасьминскому болоту, в 10,5 км от взлетной полосы аэродрома Серова.
Самолет задел дерево
Участники расследования уже как очевидную называют причину падения самолета. Ан-2, летевший на низкой высоте, левым нижним крылом (плоскостью) зацепил верхушку высокой осины. Это изменило траекторию полета, самолет стал падать под углом к земле, а нарушившаяся из-за упавших пассажиров центровка практически не оставила шансов пилоту выровнять судно.
На пути к земле Ан-2 снес верхушки еще двух берез, рухнул на землю и загорелся. Шансы пассажиров выжить в такой катастрофе были минимальными.
К сожалению, хорошие планерные качества, за которые не раз хвалили «аннушку» и которые спасли не одну жизнь, в этом случае не помогли: высота полета была слишком низкой. Как говорят следователи, самолет зацепил дерево на высоте всего 11 метров от земли.
Высота деревьев в этом районе – 23-25 метров.
Михаил Халявин, ведущий следствие по факту полета и гибели Ан-2, опровергает вероятность взрыва на борту. «Иначе остатки самолета разлетелись бы на большое расстояние, а здесь они лежат компактно, рядом друг с другом».
Фрагменты самолета к 8 мая вывезены в Серов. Все части, представляющие важность для расследования, сохранены. Например, двигатель и винт, которые частично оказались в земельно-торфяном слое. А вот приборной доски как таковой нет – разрушена полностью. Нет и барографа-самописца, аналога «черного ящика» на Ан-2.
Это пластмассовая коробочка с заправленной бумагой, на который фиксируется высота полета. В огне такая не «выживет».
На месте падения самолета сохранились остовы его крыльев, хвостовой части и двигатель.
Утилизирую части воздушного судна только с разрешения Межгосударственной авиационной комиссии (МАК), которая, как это и принято в подобных случаях, изучая повреждения, делает выводы о причинах катастрофы.
«На основании выводов Комиссии мы будем проводить авиационно-техническую экспертизу. Заключение МАК будет одним из основных документов в уголовном деле, на основании которых будет выноситься процессуальное решение», – рассказал Михаил Халявин.
По золотым украшениям определят 6-7 пассажиров
Следователи и судебно-медицинские эксперты также ведут свою свою – печальную, но необходимую, реконструкцию событий на самолете. На месте гибели людей обнаружены золотые украшения: цепочки, браслеты, кольца, а также наручные мужские часы. «По ним, я думаю, можно будет установить личности 6-7 человек», – считает следователь Михаил Халявин.
Для точной идентификации останков могут потребоваться портретные экспертизы, то есть по строению черепа, особенностям зубов и т. п. будут восстанавливать портрет погибшего человека.
В последний день полевых работ спасатели обнаружили еще два черепа (ранее были найдены 11 черепов и останки 13 тел). Они лежали в том месте, где ударилась о землю кабина самолета.
Спасатели предположили, что один из черепов из кабины может быть женским – он небольшой по величине. Но точно на этот вопрос ответит лишь судебно-медицинская экспертиза.
Работа по идентификации останков идет в судебно-медицинской лаборатории в Екатеринбурге.
Во вторник кровным родственникам пассажиров Ан-2 предстоит сдать кровь, которая необходима для проведения экспертизы ДНК. На основе этого метода обычно и устанавливают личности погибших людей, когда это невозможно сделать по внешности и частям тела с мягкими тканями.
9 мая родные тех, кто был на борту, побывали на месте гибели самолета. Мамы, отцы, жены, сестры и братья зажгли поминальные свечи и положили цветы на лесной поляне, там, где закончилась жизнь их самых близких людей.
«Заберите все. Верните сына»
Тем временем в обществе развернулась дискуссия по поводу решения губернатора Куйвашева выделить семьям пассажиров Ан-2 денежную компенсацию в размере 500 тысяч рублей.
Деньги идут не из бюджета, а из так называемого Фонда губернаторских программ. Этот Фонд создан несколько лет назад Эдуардом Росселем в бытность его губернатором. Пополняется бизнесменами Урала. Средства Фонда используют на социальные, культурные, имиджевые проекты.
Многих (на сайте газеты «Глобус» таковых – 64% от общего числа принявших участие в опросе) возмущает решение губернатора. Как написал один из комментаторов: «Детям войны выделили к празднику по 500 рублей, а семьям устроивших развлекательные покатушки – по 500 тысяч… За что такая компенсация?».
На сайте инициативная группа начала сбор подписей под петицией, требующей у губернатора отменить решение о выделение денег. Подписи под ней поставили более 5 тысяч человек.
В субботу, 11 мая, в областном центре прошел пикет, участники которого стояли с призывами пустить средства на более важные, по их мнению, траты – например, на больницы и ремонт дорог.
Пикет не стал громкой акцией, на что надеялись его организаторы (см. видео). Как рассказал нам очевидец, Сергей Романов, к Главпочтамту, возле которого был назначен пикет, пришли, в общей сложности, человек 8-10. Под протестным обращением было собрано примерно полтора десятка подписей.
В Серове настрой жителей не столь категоричен, как в областном центре (судим об этом по высказываниям на сайтах под новостями о выделении компенсаций родным).
Улетевшие в «кукурузнике» – кому-то родные, кому-то друзья, одноклассники, соседи, просто знакомые. В городе знают ситуацию в семьях погибших в катастрофе. Это обычные работящие семьи среднего достатка. Материальная помощь вдовам, которым предстоит поднимать малышей, родителям-пенсионерам в эту трудную минуту очень пригодится.
Родные пассажиров Ан-2, что называется полной ложкой в эти дни хлебают негатив из-за объявления о выделении компенсаций. «Мы об этом не просили, – высказывает мнение Наталья Шаад. – Похоронить сына достойно мне помогут друзья. Но никакие деньги не возвратят мне моего ребенка. Заберите все. Только верните сына. Верните день 11 июня прошлого года, чтобы я могла привязать его к себе и никуда не отпустить».
ВИДЕО С ПИКЕТА 11 МАЯ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ