В «Областную газету» на прямую линию губернатора дозвонилась жительница Североуральска Нина Камардина, которая попросила Евгения Куйвашева восстановить курсирование поезда Екатеринбург — Бокситы.
Беда в том, что Североуральск представляет собой железнодорожный тупик. Для понимания ситуации маршрут поезда от уральской столицы можно условно разделить на три отрезка (см. схему). Первый — от Екатеринбурга до Серова. Это северное магистральное направление, по которому движутся поезда в Ханты-Мансийский автономный округ. Второй — ответвление от Серова до станции Бокситы. Третий (участок длиной всего восемь километров) — от Бокситов собственно до Североуральска.
Последний участок принадлежит градообразующему предприятию ОАО «Севуралбокситруда» (СУБР), которое содержит пути за свой счёт. Но требования к их содержанию при пассажирских перевозках более жёсткие, чем при грузовых, а значит, и соблюдать их дороже.
К тому же этот участок не электрифицирован, поэтому на станции Бокситы электровоз приходилось менять на тепловоз. Многие пассажиры, не желая ждать смены тягловой силы, сходили с поезда и добирались до дома на автобусе или такси. В результате в самом Североуральске, по данным СвЖД, сходили человек 40.
Чтобы не тратиться на содержание путей для перевозки столь малого числа пассажиров, в июне 2007 года руководство СУБРа отказалось предоставлять принадлежащие предприятию железнодорожные пути для курсирования поезда. Конечной остановкой стала станция Бокситы.
Но в 2010 году североуральцы попросили областные власти продлить маршрут поезда до Североуральска, что и было сделано. Бывший глава областного правительства Анатолий Гредин рассказал «ОГ», что решить вопрос удалось методом переговоров:
— Мы договаривались между всеми — администрацией города, градообразующим предприятием, правительством области и Федеральной пассажирской компанией. СУБР ремонтировал подъездные пути.
Но идиллия продлилась только пару лет. Сначала поезд вновь стал доезжать лишь до станции Бокситы, потом начал курсировать в два раза реже, а в завершение в мае 2013 года вообще был отменён — железнодорожники насчитали за один только 2012 год 114 миллионов рублей убытков.
Какова сегодня цена вопроса по восстановлению железнодорожного сообщения Екатеринбург — Североуральск?
СУБР не заинтересован пускать пассажирский поезд по своим путям от станции Бокситы до Североуральска. Пути придётся снова ремонтировать, а затем брать на себя дорогостоящие работы по их содержанию. Передавать предприятию свой участок железной дороги на баланс РЖД опять же невыгодно, потому что после этого за проезд по нему субровских грузовых поездов придётся платить.
Гораздо реальнее пустить поезд от Екатеринбурга до станции Бокситы. Но и на участке Серов — Бокситы требуется серьёзный ремонт путей, ведь по нему пассажирские поезда не ходят почти три года.
— Со временем пути стареют, шпалы приходят в негодность. Чтобы запустить поезд, сначала надо провести обследование данного пути, посмотреть, какие затраты нужны для его восстановления. Потребуются огромные деньги, — сообщил Анатолий Гредин.
Предметно этим пока никто не занимался. А вот сумму убытков, которую придётся возмещать Федеральной пассажирской компании ежегодно, нам назвали в мэрии Североуральска — это 200 миллионов рублей. В областном минтрансе такую сумму подтвердили.
— Это реальная цифра. Она складывается из аренды подвижного состава и аренды железнодорожных путей. Это всё входит в стоимость, — пояснил «ОГ» региональный министр транспорта и связи Александр Сидоренко.
Тем не менее губернатор Евгений Куйвашев в ходе прямой линии сообщил о намечаемых планах по ремонту участка Серов — Бокситы:
— Чтобы пустить поезд, необходимо вложить большие деньги в реконструкцию путей, потому что они сильно разбиты. Мы разговаривали с руководством железных дорог, у них есть инвестиционная программа, однако она начнёт работать только со следующего года. После реконструкции путей сможем запустить этот поезд. А сегодня есть возможность добираться автобусами.
Отметим, что из Североуральска до уральской столицы автобусы курсируют ежедневно. А для тех, кому многочасовая поездка в сидячем положении слишком утомительна, предусмотрен ещё один, значительно более короткий автобусный маршрут, до Серова: машину подают прямо на серовский железнодорожный вокзал ко времени отхода поезда на Екатеринбург.
Кстати
Строительство железнодорожного вокзала в Североуральске началось в 1950 году, а открыли здание 2 августа 1952 года. При этом на фасаде обозначена дата «1951». Автором проекта стал свердловскийархитектор Абрам Фишзон. Здание было построено в стиле сталинского ампира с остроконечной башней, оно резко выделялось среди деревянных вокзалов окрестных станций.
Опубликовано «Областной газете» в № 041 от 11.03.2016.