Известный оппозиционер и блоггер Навальный запустил новый интернет-проект
с говорящим названием РосЖКХ.
«У меня, как и у всех вас, есть почтовый ящик. И, как у многих из вас, этот почтовый ящик был поломан много лет.
Не могу даже вспомнить, когда почтовый ящик выглядел иначе, чем «погнутая, всегда открытая дверца и поломанный замок».
Мне даже в голову не приходило, что можно потребовать у кого-то починить почтовый ящик.
Это ж всем известно: «Олень – животное. Воробей – птица. Россия – наше отечество. Почтовые ящики всегда поломаны».
Ну, то есть, понятно, что можно потратить полжизни на то, чтобы ящик починили и еще полжизни на то, чтобы найти, где получать от него ключи. Но жизни-то жалко.
Если честно, я вообще был уверен, что почтовые ящики стоят на балансе в Почте России, и она до сих пор не сдала их в металлолом только из огромной милости к нам, а уж чинить точно никогда не будет.
Оказалось – ничего подобного.
Вот он – мой почтовый ящик. Такой же страшненький, но уже починенный. Он закрывается впервые за много лет».
Такими словами Алексей Навальный представил новый интернет-сервис РосЖКХ на своей страничке в Живом Журнале.
Как все работает
РосЖКХ представляет собой интернет-сайт, посредством которого можно пожаловаться на плохую работу коммунальщиков сразу в несколько инстанций.
Алексей Навальный позиционирует новый проект как сервис, при помощи которого можно заставить коммунальщиков выполнять обязанности, которые возлагает на них закон.
Как указано на странице сайта, его команда сама рассылает заявления граждан чиновникам и проверяющим. «Вам остается только заполнить форму и нажать кнопку «Отправить». Никаких конвертов и очередей в почтовых отделениях», – читаем на сайте.
Автор сайта указывает, что «право на обращение в госорганы гарантировано 33-й статьей Конституции, а меры которые должны принять ответственные лица после получения заявления, как и список обязанностей коммунальщиков, также закреплен в нормативно-правовых актах и законе».
Сайт существенно облегчает общение с управляющими компаниями и фирмами, которые оказывают коммунальные и жилищные услуги.
Прежде всего тем, что позволяет, не выходя из дома, написать жалобу на действия или бездействие служб ЖКХ.
Сервис, созданный Навальным, освобождает даже и от того, что нужно потратить определенное время на поиск интернет-сайтов компаний и фирм, которые работают в указанной сфере, а также и на электронную площадку ведомств, которые призваны контролировать работу сферы ЖКХ.
Сервис устроен довольно просто, поэтому в нем легко будет разобраться даже самому неуверенному компьютерному пользователю.
На сайте уже размещены заявления в надзорные органы со ссылками на букву закона. Их можно отправить в Госжилинспекцию, прокуратуру, Роспотребнадзор, министерство энергетики и ЖКХ, а также в правительство Свердловской области или одним кликом мышки во все инстанции сразу.
Для того, чтобы жалоба ушла адресатам, достаточно выполнить три простых действия на главной странице проекта: выбрать проблему из списка предложенных, указать свои контактные данные (ФИО, адрес и т. д.) и нажать кнопку «Отправить». Вот, например, перечень проблем, на которые есть образцы готовых заявлений по объекту «подъезд»: грязный лифт, надписи на стенах, плесень на стенах, не вымыты полы, сломан почтовый ящик, разбито окно, запах из подвала и т.д.
Сервис предоставляет возможность пожаловаться на любую из жилищно-коммунальных проблем, с которыми практически каждый из нас сталкивается ежедневно, будь то отсутствие отопления или даже лампочки в подъезде.
«Мы за это платим»
На странице РосЖКХ Навальный указывает что, согласно Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и Правил предоставления коммунальных услуг, в доме все всегда должно быть идеально. Причем идеально в буквальном смысле.
«Степень идеальности отлично продемонстрирована в статье 4.7.4 Правил техэксплуатации, которая гласит, что «все детали входных дверей (петли, ручки, рейки у стекол) должны периодически по мере загрязнения очищаться до блеска». Фраза «очищаться до блеска» прописана в законе. За это мы ежемесячно платим примерно половину всей суммы коммунальных платежей по строке «Плата за содержание и ремонт». Но обслуживающие компании ничего не делают, составляют поддельные акты выполнения работ и разворовывают наши деньги.
Таким образом грязь в лифте – это не просто грязь. Это административное правонарушение. В КоАП есть статья 7.22 «Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов». Начальнику ЖЭКа, ДЭЗа или ТСЖ полагается штраф до 5.000 рублей, а самой обслуживающей компании – до 50.000.
Закон об обращениях граждан обязывает чиновника направить ответ не позднее 30 дней. Прибавьте к этому неделю-две на работу почты. Если через сорок пять дней вы не получите ответ, то напишите в прокуратуру. Чиновник получит штраф по статье 5.59 КоАП «Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан». Штраф до 10.000 рублей», – разъясняет Алексей Навальный.
За неделю – сто тысяч жалоб
Новость о старте нового проекта была опубликована на странице Навального в Живом Журнале 8 ноября.
Спустя пять дней там же автор опубликовал обращение Главного государственного жилищного инспектора России Николая Васютина к своим коллегам в регионах.
В своем обращении Васютин указывает, что у граждан страны всегда была возможность обращаться в электронном виде в коммунальные службы, администрации муниципальных образований, регионов и федеральные органы исполнительной власти.
«Но с запуском проекта А. Навального, по докладам с мест, такие обращения одномоментно приобрели массовый характер. Такое положение дел практически повсеместно».
По мнению Николая Васютина, это очередная попытка «оппозиционных кругов» дискредитировать все уровни власти. Тем не менее, главный жилищный инспектор попросил своих подчиненных проявить выдержку и понимание ситуации, а все обращения, поступающие с сайта РосЖКХ принять к учету, проанализировать, свести по группам и дать аргументированные ответы заявителям.
По данным самого Навального, только за неделю работы проекта в различные инстанции было разослано 96 тысяч 380 заявлений по 23 тысячам 449 жилищно-коммунальным проблемам.
УК: «Сначала обратитесь к нам»
Контроль за соблюдением требований жилищного законодательства, соответствием домов требованиям энергетической эффективности, защита прав потребителей на получение жилищно-коммунальных услуг, отвечающих всем требованиям, а также надзор за положением дел в жилищно-коммунальной сфере возложен на Госжилинспекцию. Именно этому госоргану предстоит разбираться с большинством заявлений, которые будет рассылать РосЖКХ.
Андрей Тренихин, заместитель начальника «Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области», начальник отдела контроля по Северному управленческому округу, сообщил, что за 10 месяцев работы в инспекцию поступило 1056 обращений. Составлено 116 протоколов об административных нарушениях, на общую сумму 699 тысяч 500 рублей.
Сообщений с сайта Навального в ведомство Андрея Тренихина пока не поступало.
– Горожане могут обращаться в любой надзорный орган, – говорит руководитель Жилинспекции. – Для рассмотрения обращений главное – указать фамилию, имя, отчество заявителя, а также адрес, где есть проблема. Как правило, в случае выявления проблем нашими специалистами ответственные должностные лица и компании, не принявшие мер к устранению нарушений, наказываются штрафами.
Руководители трех наиболее крупных управляющих компаний Серова, а именно: Евгений Крылатов («УК «ЖКХ-Серов»), Дмитрий Бирюков («ДомСервис»), Дмитрий Суслов («Теплый Дом»), отвечая на вопрос корреспондента, сообщили, что считают сервис РосЖКХ несомненно удобным.
Но, по словам коммунальщиков, правильным действием жильцов в случае обнаружения недочетов будет в первую очередь обращение в свою УК. Если после этого ее сотрудники не примут мер, то можно обратиться в инспекцию. В этом случае специалисты проведут внеочередную проверку.
От редакции:
Сайт РосЖКХ – реальный помощник тем собственникам и нанимателям жилья, кто не жаловался на работу коммунальщиков из-за того, что не было времени занести в УК заявление или просто не знал, в какой форме и куда нужно писать заявление. Теперь Навальному еще завести сайт РосЧиновникаОтвет, чтобы помочь всем добиваться ответа от тех, кто обязан отвечать на жалобы.
А пока ждем рассказы тех, кто решил пожаловаться на коммунальщиков через сайт РосЖКХ. Напишите, что из этого вышло.