— Тут семинар по современной литературе намечается и концерт потом обещают, что-то вроде квартирника….
— Класс, о какой литературе речь пойдет?
— О самой разной — от андерграунда до мейнстрима…
Такой диалог состоялся накануне похода в антикафе с одним из моих знакомых. Серовчане не ограничиваются однообразным досугом, молодое поколение выбирает новые способы времяпровождения, в том числе интеллектуального характера.
Приятное сочетание разговоров о высоком в симпатичном музыкальном обрамлении субботним вечером. Это и подразумевал семинар «Современному миру — современная литература» — относительно новый пример организации немассового культурного досуга — в социальных сетях определенному кругу лиц рассылается соответствующее приглашение. Вот на сей раз в «таргет груп» попали люди, не представляющие своей жизни без чтения и качественной литературы.
Мы, налив по чашке черного, крепкого чая, устремляемся на нулевой этаж. В небольшом, уютном помещении все готово и к семинару, и к последующему концерту. Стойки с инструментами расположены, установлены микрофоны, моток электрических кабелей толстой черной змеей тянется от аппарата к сети. Это только дополняют общий антураж вечера. Место лектора скоро займет Екатерина Антонова, начнется культурный диалог.
— Часто мне, как филологу, задают вопрос: «Что почитать?». В России сейчас издается огромное количество книг. Часто бывает, что читатель не сразу может сориентироваться в нем, и потому я решила провести небольшую ознакомительную беседу о современной русской литературе. Рассказать об основных течениях и темах, назвать имена авторов, — заявляет ведущая семинара.
А многие посетители мероприятия изначально полагали, что разговор может скатиться к банальной «вкусовщине». Типа: «мне нравится Пелевин, вот его читать я стану, а, например, Владимир Сорокин меня шокирует своими произведениями, к такой литературе не привыкли». К счастью, лектор такого технического «скатывания» не допустила. Присутствующие в зале проработали примеры новейших литературных образцов и для широкой публики, что подразумевает мейнстрим (без учета «шедевров» Дарьи Донцовой, конечно), до совершеннейших экспериментов.
Гостям были представлены совершенно различные примеры творчества современных писателей. Целесообразно было не только обсудить оболочку книги. Из каждого примера Екатерина зачитывала фрагмент, дабы понять с чем мы имеем дело. Честно говоря, как посетитель семинара и не предполагал изначально, что дело коснется литературного андерграунда или контркультуры. И дело, кстати, не только в обсуждении творчества Владимира Георгиевича Сорокина.
В качестве современников, представителей шокирующей, непривычной литературы фигурировало новое: Линор Горалик и ее труд «Это называется так…» О днепропетровской писательнице и поэтессе ранее слышали немногие присутствующие. Содержание сборника — короткие (подчас исключительно) рассказы и мини-повести. Филосовствования, изыскания, томление, трэш, литературный арт-хаус с изрядной толикой обсценной лексики.
Что далее? Далее Маруся Климова и «Безумная мгла» с совершенно сумасшедшей, сюрреалистической обложкой. А еще Зотов, Лекух, Улицкая, Мариам Петросян и множество других примеров. Признаться, читать все перечисленное из соображений личных предпочтений я бы не стал. Однако несколько новых «жемчужин» по факту прослушанного на моей книжной полке все же появилось. Собственно факт «ознакомления с новым» соблюден на все сто. Кстати, пополнение личной библиотеки — не единичный пример.
Семинар помог открыть некоторые жанровые характеристики с иных сторон. Тот же мейнстрим. Что в музыке, что в кинематографе, что в литературе у большинства читателей, слушателей, зрителей этот термин ассоциируется с чем то конвейерным, низкопробным. Все равно что в начале «нулевых» такое же отношение было к вещам, технике с ярлычком made in China. Сразу чувствуется недоверие, ощущается бессмысленность вложения каких-либо средств в приобретение этой подозрительной вещи.
Со временем к товарам из поднебесной уважения потребителей прибавилось. Тот же мейнстрим перешел из разряда чтива «от одной станции метро до другой». Появились совершенно неплохие примеры, качество контента стало расти. К разговору о том же Игоре Зотове и его футуристическом, фантастическом, донельзя гротескном романе «Москау». Интересные примеры можно встретить повсеместно, но главное, правильно их искать, что и отметила лектор на своем семинаре.
В окончание мероприятия присутствующие организовали более плотное ознакомление со всеми работами задействованными в семинаре. Тем временем ребята из Jamm band уже настраивали оборудование. Коллектив в Серове узнаваем, имеет за плечами множество выступлений, в числе которых многое: от «квартирников» до «опен-эйр». Музыкальное наполнение, звучание коллектива как нельзя лучше подошло к формату литературной тусовки. Акустическая гитара — Евгений Стафеев, бас-гитарист и по совместительству основатель группы Илья Антонов, замечательный вокал Марии Красных, синтезатор Владимир Реутов, бессменный участник известных брит-рокеров «Грани Мира».
Собственные композиции, пересказ известных музыкальных шедевров. Стиль от поп-рок вплоть до регги. Достойное завершение интеллектуального вечера.