Капитального ремонта 65 домов в Серове, запланированного на 2015 год — не случилось. И чтобы теперь ни говорили чиновники в оправдание случившегося недоремонта, при любом раскладе в основе всего лежит КАПИТАЛ и желание им обладать, а отнюдь не стремление качественно отремонтировать дома. Сам закон о капремонте специально принят для этого, несмотря на его противоречие действующему ранее законодательству. А фактов, подтверждающих это, немало.
Так, например, согласно ст. 16 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ», первый капитальный ремонт после приватизации проводится за казенный счет. «Согласно ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений только после исполнения этой обязанности бывшим наймодателем (органом государственной власти или органа местного самоуправления).
Некоторые дома в Серове действительно успели отремонтировать по старой программе федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ, но таких домов не так много, да и качество таких ремонтов оставляет желать лучшего. Чиновники теперь постоянно убеждают жильцов, что они полноправные хозяева своих домов, а значит, они и должны платить за ремонт всего дома. Но если у каждого владельца квартиры есть свидетельство о регистрации собственности, где четко прописаны его квадратные метры, то правоустанавливающих документов на общедомовое имущество нет никаких. Следовательно, эти метры должно оплачивать государство.
Согласно ФЗ № 271, за капитальный ремонт платят собственники жилплощади в многоквартирных домах. Платежи за капремонт являются обязательными. Данный вариант сбора средств фактически противоречит Гражданскому кодексу РФ и Конституции РФ, согласно которой собственник несет бремя содержания своего имущества, но не чужого. По данному же закону разрешается использование собранных в называемый «общий котел» средств с одного дома на капитальный ремонт другого, согласно утвержденному графику. Платежи на капремонт согласно закону о капремонте является обязательными. За просрочку уже начисляют пени. Согласно же ст. 7 ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации (фонд капремонта также является некоммерческой организацией) учреждаются гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Согласно статье 123.17. ГК РФ, фонды учреждаются на основе добровольных имущественных взносов. Следовательно, обязательные взносы граждан в «общий котел» некоммерческой организации не являются добровольными. Кроме того, попытки применять начисление пени за еще не оказанные услуги по капремонту противоречат ФЗ «О защите прав потребителей».
Средства, поступающие в общий котел, аккумулируются на счетах региональных операторов в коммерческих банках, поэтому подвержены максимальному риску — в случае отзыва лицензии у такого банка, они могут просто раствориться. Такое уже происходило со средствами некоторых негосударственных пенсионных фондов. Поэтому, видимо, не случайно инициативная группа жителей московского района Якиманка подала иск о несоответствии федерального закона, который обязывает жильцов оплачивать капитальный ремонт, Конституции РФ.
Депутат Думы Серовского городского округа Александр Столбов.