Еще два вопроса сегодня, 17 июля, «сняты» с повестки дня поисковым штабом. Во-первых, проверен перевал Дятлова. Там открытая местность, лесотундра, потому осматривать особо нечего. Облет перевала провели трижды, прозвучало на штабе.
Следователи сообщили, что сняты показания геолога (искали одного, погодился другой), который что-то видел/слышал про самолет.
Проверка показала, что ни на перевале Дятлова, ни возле Кытлыма (как указывал неведомый геолог) исчезнувшего самолета нет.
Сегодня в воздух поднимался лишь один вертолет. Два вертолета убыли на аэродромы базирования для проведения регламентных работ. Как сказал руководитель воздушной разведки Владиммр Волошенко, «надеюсь, что они вернуться через день-другой».
Вертолет выполнил один полет и обследовал 200 кв. км, на что ушло 2 часа 10 минут. Завтра он также будет летать в одиночестве.
Всего проверено 275, 6 тысяч кв. км площади, в том числе 109,7 кв. км – повторно.
Вчера группа спасателей Уральского регионального спасотряда вернулась из похода на западный берег реки Тылай. Обследовали примерно 36 кв. км на западном береге реки.
Группы спасателей сейчас будут работать автономно, так как много времени уходит на транспортировку людей. Вчера спасатели не работали, так ка выдвигались к местам проверок.
Две группы (12 и 11 человек) с сегодняшнего дня ведут проверки в районе Валенторского озера. Она – в раойне восточного склона хребта Рябиновый Увал. Они пробудут здесь 3 дня. В среду в «автономку» предполагается отправить еще две группы.
Отряд ОМОН за день проверил 4,5 кв. км западнее деревни Вагранская. Полиция Ивделя проверила лесную дорогу у Лявдино, Североуральская – у озера Узкое, Новолялинская – у населенных пунктов Яборково и Коптяки. Омоновцам помогают местные охотники – уточняют направление, рассказывают о местности, которая ждет в том или ином квадрате.
Муниципалитеты, как и вчера, выделили на поиск 11 единиц техники. Работали 64 человека, в числе которых 20 волонтеров. Опросили 172 человека. Лесники проверили квадраты в Филькинском участковом лесничестве, на северо-востоке от Серовской ГРЭС.
ВИДЕО ЗАПИСЬ РАБОТЫ ШТАБА 17 июля
Мы продолжаем публикацию интервью с людьми, которых мы привлекли в качестве консультантов к обсуждению темы о пропавшем самолете Ан-2 и методах его поиска. На вопросы газеты ответил руководитель Серовского городского туристического клуба «Конжак» Андрей Беляев.
– Андрей, вас ведь привлекали к поискам самолета?
– Да, мы проверяли местность на горе Семичеловечья и рядом. Кто-то говорил, что над Шиханом, якобы, видел самолет в ночь с 11 на 12 июня. Для проверки этих сообщений нас и посылали. Наша группа из 7 человек три дня обследовала местность в горах. Мы посмотрели долину реки Катайки, склоны горы Семичеловечья, Бугры, один склон горы Казанский Камень (Сухогорский Камень). Была информация и что, якобы, видели самолет, который летел над горой Гвардеец в сторону вершины Семичеловечья. Потому нас тогда спешно отправили – мы вечером уезжали в горы, чтобы с утра начать поиск.
– Почему так долго не могут найти самолет, как считаете?
– С моей точки зрения, основная проблема здесь – отсутствие информации. Есть только предположения: видели самолет, не видели, куда он полетел? То ли в Гари они отправились, то ли в горы закатом любоваться.
– А вы бы куда полетели?
– Посмотреть три красивые точки: район Кытлыма – Конжаковский камень, высотой 1569 метров. Здесь очень красивая панорама, живописный горный пейзаж. Люди совершают спортивные походы, чтобы полюбоваться нашими горами, пока еще чистыми реками. Гора Серебрянский камень – потрясающе смотрится. Эти горы в кольцо замыкают Кытлым. В том числе гора Семичелвечья, на которой мы искали самолет.
Второе место – район города Североуральска, главный Уральский хребет. Красивая горная цепь с отметкой 1400 метров. Вытянута строго с севера на юг. Здесь проходит граница Европа-Азия, граница с Пермским краем. И немножко в стороне стоит массивный Денежкин Камень (1492 м.). Он самый высокий в тех краях, смотрится тоже очень красиво. Изумительно!
– А третья точка?
– Хребет Кваркуш. Это уже Пермский край, западнее главного хребта, район Жигаланских водопадов. Там река падает на 800 м водопады до 15 м высотой. Там есть дорога, люди постоянно ездят. Очень красиво. Но водопады с самолета не увидишь, я думаю. Там просто ущелье видно.
– Если самолет где-то там упал, то сверху, с воздуха, его можно увидеть?
– Сложно сказать. В зависимости от того, куда упадет. Самолет небольшой, и поэтому, если он планировал на лес, то мог спланировать и под кроны. Хотя, можно что-то увидеть, следы этого – те же заломы на деревьях.
– Облака, туман мешают обзору в горах?
– Мешают. Даже в хорошую погоду. Мы, когда ходили, разделились на 2 группы. Одна обследовала гору Семичеловечья. И мы со склона этой горы смотрели на склон противоположной горы, на так называемые Бугры (Там Первый, Второй, Третий Бугры). А вторая группа полезла на эти Бугры и смотрела на нас.
– Это тактика такая?
– Да: я смотрю на противоположный склон и отчетливо вижу все, что там есть. Если бы самолет там был, его бы увидели. Человека – нет. На склоне кроны деревьев закрывают лес. Бугры (горы) были закрыты туманом. Но, если бы самолет разбился на вершинах гор, его бы сверху было видно. Там достаточно открытое место и серебристые останки самолета видно бы было, я думаю.
– Сколько времени надо, чтобы прочесать тайгу?
– Тайгу в тех краях прочесать невозможно, там уже в 5 метрах друг от друга ничего не видно. Чтобы хорошо осмотреть, нужно месяц по этим горам ходить. И желательно профессионалам. Одно дело вести поиск в районе Второй Молочной, где чистый лес и нет бурелома. И другое дело здесь: очень много поваленных деревьев, ветровалов, есть выруба, которые заросли подлеском. Можно пройти в двух шагах от самолета и не увидеть его: деревья стоят стеной.
– Куда есть смысл посылать пешие отряды?
– Людей, желательно профессионалов, оправлять только в те районы, которые действительно «непроходимы» для самолета: высокогорные ущелья (например, ущелье на второй Серебрянке, Йовский провал в районе Конжака).
– Вас первый раз МЧС привлекает к поискам?
– Лично меня – нет. Раньше у нас в городе был общественный поисково-спасательный отряд, созданный на базе нашего турклуба. Мы пытаемся его возродить.
– Он нужен?
– Я считаю, в наших краях он особенно нужен.