Волна возмущения горожан вновь прокатилась по Серову. После получения мартовских квитанций за услуги ЖКХ, стоя в очереди в кассы «РЦ Урала», в разговоре со знакомыми и близкими, разве что ленивый не «пнул» теплоснабжающую компанию «Вертикаль». Горожане недоумевали: в счетах в графе «отопление» людям донасчитали кому пятьсот, кому тысячу, а кому и полторы тысячи рублей. По сравнению с прошлым годом тариф за отпускаемый ресурс у тепловиков не изменился. В чем же причина появления завышенных сумм в квитанциях?
Все дело в приборе
– Посмотрите, в марте за квартиру принесли квитанцию, в которой значится, что мне нужно отдать половину пенсии за услуги ЖКХ. А жить на что? – говорил обратившийся в редакцию Георгий Балашов.
Мужчина живет в доме на проспекте Серова. Двухэтажка, как и многие дома по этой улице, попали в программу капитальных ремонтов, деньги на проведение которых в рамках 185 Федерального Закона выделяла Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Обязательным условием капремонта по программе являлось установка общедомового прибора учета.
Дом Георгия Федоровича был оборудован общедомовым счетчиком. Показания его были приняты к начислениям. И теперь жильцы оплачивают ровно столько тепла, сколько потребил их дом.
– Температура ресурса в системе отопления поддерживается согласно температурному графику: чем холоднее на улице, тем больше должна быть температура батарей. Соответственно, в сильные морозы дома потребляют больше тепла, а котельные расходуют большее количество топлива, – поясняют в ТСК «Вертикаль».
Все логично. Но и возмущение граждан понятно. Помимо температуры за окном, количество потребляемого тепла зависит от регулировки системы теплоснабжения непосредственно в доме, его состояния, а также сбережения тепла самими жителями. Если подача энергоресурса в соответствии с температурным графиком – обязанность теплоснабжающей компании, то грамотное расходование тепла внутри дома – забота УК и самих жителей.
Люди могут переплачивать немалые деньги из-за халатности управляющей компании. Если в доме не отлажена должным образом система отопления, в квартиры подается больше тепла, чем необходимо. Дырявые крыши, выбитые окна, промерзающие стены не позволят жителям экономить ресурс, потребление которого круглосуточно учитывают общедомовые приборы учета.
Совет жильцам один: требовать от управляющих компаний качественного обслуживания жилфонда.
Платили за себя и за предпринимателя
В 2012 году на реализацию закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» Серовскому городскому округу из областного бюджета выделили более 36 миллионов рублей на установку общедомовых приборов учета, более 4 миллионов на эти цели было потрачено из местной казны.
Приборы учета начали запускать в эксплуатацию с января 2013 года. Казалось, теперь-то серовчане будут экономить на коммунальных ресурсах. Получилось не совсем так.
Первыми на совещаниях с руководителями предприятий ЖКХ тревогу забили представители ТСК «Вертикаль». В домах крупнейшей управляющей компании города «ЖКХ-Серов», где установили приборы учета, возникала разница между тем, что оплачивают жители и юридические лица, занимающие нежилые помещения, и тем, что им начисляют. Одной из возможных причин разницы в начислениях в мэрии назвали несовпадение площадей.
Для того чтобы провести сверку, сотрудникам управляющей компании потребовалось более трех месяцев. Работы эти были закончены в конце января. Тогда же выяснилось, что в Серове есть дома, где потребленный магазином ресурс оплачивали жители, а есть и такие, где все было наоборот: люди платили меньше, потому что начисляли за тепло «лишку» предпринимателю.
Чтобы выяснить, как обстояли дела в вашем доме, надо изучить мартовские квитанции за услуги ЖКХ. Если в разделе «Сведения о перерасчете» вы увидите доначисления в графе «отопление», скорее всего, потребленное вами тепло вменялось к оплате собственникам нежилых помещений. Если перерасчет сделан в меньшую сторону – вы оплачивали ресурсы, потребленные коммерсантами.
– Проблема некорректных начислений из-за несовпадения площадей возникла только в тех домах, где для начисления платы стали применяться показания общедомовых приборов учета, – пояснила директор серовского представительства «РЦ Урала» Елена Калус.
Как рассказали специалисты расчетного центра, при изменении данных о площадях начисления проводятся следующим образом: если площадь, занимаемая нежилыми помещениями, меняется в меньшую сторону, то, в соответствии с законодательством, потребленное отопление делится на меньшее количество квадратных метров. В таком случае сумма в платежке у жителей будет больше. Если площадь, занимаемая предпринимателями, меняется в большую сторону, жители будут платить за отопление меньше, так как количество тепла, потребленное домом, будет делиться на большее количество кв. метров.
«Разобраться надо»
Такими словами ответила руководитель ООО «УК «ЖКХ-Серов» Людмила Олюнина на вопросы о несовпадении площадей. Сколько жителей, увидев минусы в квитанциях ЖКХ, поймут, что несколько месяцев платили еще и за магазин в доме, а сколько наоборот удивятся доначислениями, так как в предыдущие месяцы наоборот недоплачивали – в управляющей компании не сообщили.
В доме № 15 по улице Заславского по данным на декабрь 2013 года занимаемая нежилая площадь составляла 2 561 кв. метр, по данным на февраль в квитанции значится, что площадь нежилых помещений в этом доме составляет уже 1425 кв. метров.
Как пояснили в управляющей компании, более тысячи квадратных метров были убраны из начислений за отопление из-за того, что магазин «Заводской», который находится на первом этаже девятиэтажки, имеет отдельный ввод на отопление, горячую и холодную воду. В этом случае из-за изменений данных о площадях только одному собственнику квартиры площадью 60 кв. метров донасчитали больше двухсот рублей.
Более 500 кв. метров нежилой площади было исключено из распределения платы за отопление в доме № 149 по улице Ленина. В этой пятиэтажке собственнику квартиры примерно в 60 «квадратов» накинули за тепло более 300 рублей.
Из-за того что отдельный ввод использовался двумя магазинами в доме № 1 по улице Розы Люксембург, жительница квартиры в 64,2 кв. метра получила квитанцию с перерасчетом в большую сторону на 400 рублей. Из площадей, участвующих в «расчетах» за отопление в этом доме, исключили 600 кв. метров.
А в «остатке»…
Крупнейшая управляющая компания города «ЖКХ-Серов» доказала, что не зря достойна первого места в антирейтинге худших УК Северного управленческого округа. Бардаку в данных о площадях удивились даже опытные работники жилищно-коммунальной сферы.
«Такого не может быть. Как руководитель управляющей компании, может не знать, кто и какую площадь занимает в домах, которые он обслуживает», – высказывались директора других управляющих компаний Серова.
Некорректные суммы начали начислять жителям кому с января прошлого года, кому позже – в зависимости от того, когда показания общедомового прибора учета в каждой многоэтажке стали принимать для финансовых расчетов между жителями и поставщиками услуг. Сейчас «ЖКХ-Серов» заявляет о готовности оплатить из собственных средств разницу, которую население недоплатило поставщику тепла. А как быть тем жильцам, которые наоборот переплачивали за отопление?