Работники госкомпаний пересядут на отечественные машины и самолеты

Автор 20/10/2014 | Просмотров: 232

Правительство готовит полный запрет для госкомпаний на закупки импортной автотехники, продукции металлургии и тяжелого машиностроения. Реализована идея будет через директивы представителям государства в советах директоров и изменения корпоративных положений о закупках. Наиболее сильно запрет может ударить по строительной спецтехнике и поставкам самолетов, считают участники рынка, тогда как для металлургии или автопрома эффект вряд ли будет большим. Обойти ограничения можно через лизинговые схемы и доказав, что соответствующая продукция не выпускается в РФ.

Как стало известно «Ъ», Минпромторг подготовил «общую директиву» госкомпаниям о запрете на закупку импортной продукции, кроме той, что не имеет аналогов в России. Директива распространяется в целом на продукцию металлургии, тяжелого машиностроения и автопрома, конкретной номенклатуры нет. В Минпромторге «Ъ» подтвердили факт подготовки документа. В Минэкономики пояснили, что мера коснется организаций, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%, но не ГУПов, поскольку у них нет советов директоров. «Там требуется более сложный механизм, он пока не проработан»,— объясняет источник «Ъ». В документе не указаны конкретные госкомпании, но есть привязка к перечню ОАО, где члены советов директоров голосуют по директиве правительства. «Ограничение будет реализовано через рекомендации представителям государства в советах директоров госкомпаний»,— пояснил собеседник «Ъ», подчеркнув, что такой механизм не будет противоречить нормам ВТО.

Иллюстрация: news24ua.com

Иллюстрация: news24ua.com

Начальник отдела корпоративного права юридической компании Sameta Ольга Сницерова полагает, что логичнее всего механизм работал бы через рекомендацию представителям государства выступить с инициативой изменить корпоративное положение о закупках. В Минпромторге такую схему реализации директивы подтвердили. Документ должен вступить в силу до конца года: директиву рассмотрит первый вице-премьер Игорь Шувалов, затем ее направят в Росимущество. Управляющий партнер коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» Дмитрий Черняков не видит в общей директиве «никаких юридических препятствий»: «На данном этапе это рекомендация, а когда директиву будет доводить до компаний Росимущество, это уже будет обязательное указание».

В декабре 2013 года премьер Дмитрий Медведев предлагал ограничить госкомпаниям закупки металлопродукции не из стран Таможенного союза и поручал Минпромторгу и Минэкономики подготовить инициативы по стимулированию роста потребления металлопроката. В марте Алексей Рахманов, на тот момент заместитель главы Минпромторга, заявлял, что механизм ограничения закупок импортных автомобилей госкомпаниями «точно заработает в этом году». В июле государство ввело запрет на муниципальные и государственные закупки иномарок (кроме тех, у которых нет аналогов). А 25 сентября глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что компания готова довести уровень импортозамещения по трубам большого диаметра (ТБД) до 100%.

Ограничения могут быть призваны улучшить торговый баланс России, который в последние месяцы в значительной степени поддерживался сокращением импорта, в первую очередь с Украины. Объем торгового профицита между РФ и Украиной увеличился с $2,1 млрд в первом полугодии 2013 года до $6,3 млрд в первом полугодии 2014 года, он обеспечил фактически 40% всей прибавки положительного сальдо торговли РФ.

Олег Петропавловский из БКС полагает, что особого эффекта на металлургов директива не окажет: здесь и так почти полное импортозамещение. В ОАО РЖД сообщили «Ъ», что в основном закупают отечественную технику и металлургическую продукцию, кроме той, у которой нет аналогов в России. В ММК заметили, что в третьем квартале отгрузка толстого листа, произведенного на стане-5000, к предыдущему кварталу выросла на 26,3%, до 273 тыс. тонн, это объясняется заказами трубников в том числе по газопроводам. В ТМК говорят, что из отгрузки ТБД на российский рынок на долю компаний с госучастием приходится около 87%. Представителю ОМК директива представляется логичной: во многих странах практикуется приоритет национальных производителей при корпоративных закупках. В НПК «Уралвагонзавод» говорят, что продажи Челябинского тракторного завода (производит дорожно-строительную технику) серьезно страдают от китайских конкурентов, а в случае введения директивы предприятие сможет «полностью удовлетворить рыночные потребности». Другие машиностроители, российские и иностранные, от комментариев отказались.

Источник «Ъ» среди автопроизводителей отмечает, что чиновники еще в сентябре гарантировали стагнирующей отрасли запрет на закупки импортной техники госкомпаниями. На разных брендах он отразится по-разному. Представитель Audi Алексей Кожухов говорит, что точной доли продаж госкомпаниям нет, но в целом процент продаж юрлицам — порядка 30%, а доля корпоративных клиентов модели А8 — 50%. Руководитель отдела корпоративных коммуникаций «Мерседес-Бенц РУС» (нет производства в России) Андрей Родионов полагает, что директива не повлияет на продажи марки, поскольку на госкомпании в них приходится не больше 1%. Директор автомобильной практики PricewaterhouseCoopers Сергей Литвиненко считает, что в комплексе с другими мерами поддержки директива будет «довольно эффективна, особенно для сегмента коммерческого транспорта».

В госкомпаниях к запрету отнеслись достаточно спокойно, сильнее всего их встревожили ограничения на специализированную технику и надежность российской продукции. «КамАЗ год от года имеет нестабильное качество исполнения,— говорят в «Транснфети».— Для кого-то в Москве выбор между «Волгой» и «Мерседесом» — вопрос личных амбиций, а для строителя в Эвенкии или Якутии — вопрос жизни или смерти». В «РусГидро» сообщили, что приобретают не технику, а транспортные услуги на автомобилях российской сборки, услуги на спецтехнику зарубежного производства закупаются, только если нет российских аналогов. В «Ростехе» сообщили, что поддерживают решение правительства. Однако, например, источник «Ъ», близкий к совету директоров «Аэрофлота», считает, что такое вмешательство в коммерческую деятельность перевозчика может снизить его капитализацию.

В то же время у госкомпаний будет еще одна лазейка для обхода директивы кроме отсутствия аналогов техники в России (последнее будет эффективно для продукции тяжелого машиностроения). По данным Минпромторга, запрет не коснется лизинговых схем. По словам собеседников «Ъ» на рынке, госкомпании закупают технику в основном именно по лизинговым схемам. Сергей Литвиненко подтверждает, что в общем объеме корпоративных парков доля машин, взятых в лизинг, велика.

Яна Циноева, Алексей Шаповалов, Елизавета Кузнецова, Кирилл Мельников, Егор Попов, Анастасия Фомичева
Источник: http://www.kommersant.ru




Поделись новостью в социальных сетях




  • Цена воровства

    Будет российская труба дороже украинской раза в три.

  • Своя курица

    После российских санкций больше всех подорожало мясо курицы, которого в России в избытке.

  • После российских санкций больше всех подорожало мясо курицы

    Вешайся, куролеший!

  • Habibulin Harlam

    Перед тем как пересесть чиновникам на отечественный автопром и авиахлам в обязательном порядке оставить завещания

  • Меркнет небо голубое, Молкнут громкие слова, Дым над гордою трубою Различим уже едва. Света нет в моей каюте И не топлено давно. …Пароход «В

    ПАРОХОД

Заметили ошибку в тексте?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Реклама

Новости Серова в вашем почтовом ящике. Еженедельно.

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными материалами www.serovglobus.ru.

Никакого спама. Все только по делу. Обещаем.

Нажимая на кнопку "Подписаться", вы подтверждаете, что даете согласие на обработку персональных данных.