На днях Президент России подписал поправки в федеральный закон «О рекламе». В соответствии с ними уровень звука рекламы не должен превышать средний уровень звука программы или передачи — сообщил 8 ноября сайт «Областной газеты».
Через 200 дней поправки вступят в силу, к этому времени Федеральная антимонопольная служба разработает методику измерения уровня громкости звука рекламы в телерадиопрограммах.
— Положение о том, что громкость рекламы должна соответствовать прерываемой передаче, в законе «О рекламе» было всегда, — пояснила «ОГ» Ирина Яргина, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства о рекламе и недобросовестной конкуренции управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области. — Но эта норма закона не могла работать, поскольку отсутствовал технический регламент измерения и оценки уровня звука. И хотя граждане с заявлениями на несоблюдение этого норматива периодически являлись к нам, работать с этими обращениями мы не могли. Следовательно, и контролировать соответствующее требование закона было невозможно…
Однако вскоре положение дел со звуком рекламы на радио и телевидении изменится. За те 200 дней, которые нужны для вступления новой нормы закона в силу, специалисты Федеральной антимонопольной службы разработают и примут механизм измерения уровня громкости звука. И дело не только в том, что этой технологии надо придать законную основу. Просто обычным измерителем децибелов здесь не обойтись: в звуке, который мы слышим по радио и телевидении, есть масса нюансов.
— На любом радио установлены и работают эфирные процессоры, которые выравнивают уровень громкости всего звука, — говорит Павел Филиппов, программный директор радио «Комсомольская правда» в Екатеринбурге. — Аппарат работает автоматически, человек в его работу не вмешивается. Если говорить доходчиво, то эфирный процессор необходим, чтобы принимаемые сигналы по другую сторону эфира позволяли воспроизвести разборчивый звук. Так что одинаковый уровень громкости для рекламы и других передач на радио соблюдается вне зависимости от требований законодательства, таковы технические условия его работы.
Однако на слух обывателя любая реклама звучит громче, чем фон передачи. Это же все знают! Недаром мы сбавляем звук, когда она начинается…
— Как правило, звук рекламы более качественный, чем у обычных передач и программ, — поясняет Павел Филиппов. — Рекламные ролики звучат в записи, а запись можно обработать так, чтобы выделялся определённый звуковой диапазон, именно тот, который хорошо улавливается человеческим ухом. При этом в студийных программах часто участвуют люди с неподходящим для радио голосом, порой у них неудобно закреплён микрофон, и голос в эфире звучит приглушённо. Конечно, на этом фоне реклама будет казаться громче. Приведу для сравнения выпуски новостей: обратите внимание, насколько хорошо их всегда слышно. Заметьте, на слух они практически не отличаются от выпусков рекламы. Правда, когда идут новости, то люди делают звук погромче, а вот когда начинается реклама, то снижают его.
Телевизионщики говорят о том же — мол, качественно обработанный звук рекламного ролика в любом случае будет выделяться на фоне естественных шумов и близкой к реальности обстановке, которую передаёт художественный фильм. Технический регламент оценки громкости звука начнёт действовать в стране сразу после Дня радио, и по нему антимонопольная служба будет контролировать всю рекламу. Вот тогда и узнаем, кто прав: мы, слушатели и зрители, или наши коллеги на радио и телевидении.