В пресс-центре газеты «Комсомольская правда» 14 августа прошла пресс-конференция, организованная по просьбе родственников людей, улетевших на самолете Ан-2 11 июня с авиационной площадки Серова.
На встрече помимо 13 родных пассажиров (родители и сестры) были представители Росавиации и Уральского следственного управления на транспорте.
Разговор вышел эмоциональным. В какой-то момент роль «журналистов» взяли на себя родные пассажиров, которые присутствовали на пресс-конференции, скорее, в роли зрителей и группы поддержки своих представителей, которых посадили за стол отвечать на вопросы.
Перед представителями СМИ родные еще раз задали свои вопросы, которые не раз звучали во время их встреч с поисково-спасательным штабом, но четкие ответы на которые они так и не получили.
В частности, родители хотели бы знать – причастны или нет военные к пропаже самолета.
Заместитель руководителя Следственного управления на транспорте СК РФ Владимир Кулаков, постарался развеять подозрения родственников.
«В ходе предварительного следствия была выдвинута версия, что могут быть причастны военные. В настоящее время эта версия отработана, собран определенный материал. Данная версия не подтверждается. То есть нет у нас никакой объективной информации о том, чтобы кто-то из войсковой части, расположенной поблизости, причастен к исчезновению самолета. В ходе следствия эта версия была отработана одной из первых», – сказал Владимир Кулаков.
Он сообщил, что вначале следствие рассматривало пять версий случившегося
«Изначально было выдвинуто пять версий, в настоящее время осталось две. В полном объеме отработаны три версии. Это – произошел насильственный захват воздушного судна; произошло крушение воздушного судна вследствие неблагоприятных метеорологических условий; во время полета самолет был сбит представителями Вооруженных сил РФ. Вот эти три версии своего объективного подтверждения в ходе следствия не нашли. При получении по данным версиям какой-то еще дополнительной информации мы будем отрабатывать их вновь», – сообщил представитель следствия.
Он подчеркнул, что к расследованию что привлекались представители всех спецслужб, которые могли помочь, в том числе и военные.
По его словам, оставшиеся две основные версии – крушение самолета в связи с его технической неисправностью и крушение из-за каких-либо ошибок пилота.
«По данным версиям назначен и проводится ряд технических и иных экспертиз, – сообщил Кулаков, уточнив, что срок предварительного следствия продлен до сентября, но «вечно продлять его нельзя». То есть следствие может быть приостановлено из-за того, что главного объекта для расследования — самолета — нет.
Ранее версию о причастности военных к исчезновению Ан-2 в официальном заявлении отверг командующий войсками 2 командования ВВС и ПВО Центрального военного округа, генерал-майор Виктор Севостьянов.
«Военные к пропаже Ан-2 никакого отношения не имеют, – подчеркнул Севостьянов. – Предположительно, пропавший «кукурузник» летел на предельно низких высотах – практически над макушками сосен, иначе бы наше оборудование его «засекло», – сказал генерал.
Тем не менее родители решили обратиться в министерство обороны РФ и к руководству военного округа, чтобы получить официальные письменные ответы от первых лиц военных ведомств.
Прогулочные полеты с аэродрома Серова, что доказано следствием, совершались не раз. Пилот, по правилам, не должен был просить разрешения на полет, но обязан был сообщать, что поднимает судно в воздух. Этого 11 июня не было сделано.
«О выполнении данного полета уведомления не было, поэтому это была чистая самодеятельность, перевозка пассажиров не предусмотрена в ведомости авиационных работ данной авиакомпании», – отметил начальник уральского межрегионального территориального управления воздушного транспорта федерального агентства воздушного транспорта Александр Шулепов.
- Шулепов рассказал о том, как вычисляли направление полета Ан-2.
- – Мы предполагаем, что полет должен был стать коротким, прогулочным, на 20 минут. Для того чтобы понять, с какой ситуацией столкнулся экипаж, мы пошли на беспрецедентный шаг — провели исследовательский полет. 7 июля в 22 часа с аэродрома «Серов» в воздух был поднят вертолет АС-350, который совершил полет по предполагаемому маршруту Ан-2 в аналогичных условиях. В результате члены экипажа сделали вывод, что тот полет мог быть завершен удачно. Мы сосредоточили поиски на данных маршрутах, были проведены дополнительные исследования. Но, к сожалению, воздушное судно мы не обнаружили. В настоящий момент поиск воздушными силами не ведется. Но мы всегда держим в готовности 3 — 4 экипажа. Возобновление воздушных поисков возможно в случае появления достоверной информации.
Еще одним эмоциональным выплеском во время пресс-конференции стала горячо высказанная Натэли Пинегиной (двоюродная сестра Дениса Баранова) просьба помочь устроить встречу родных с президентом Владимиром Путиным. «Хотите, если надо, в ноги упадем, помогите нам!». В этот момент все родные до того момента сидевшие, встали рядом с Натальей единой стеной.
Понятно, что не в компетенции участников встречи в пресс-центре организовать прием у Путина, но все же эта просьба передала то отчаянное положение, в каком ощущают себя родственники, третий месяц ничего не знающие о судьбе улетевших на самолете людей.
На авиационный поиск за это время было потрачено свыше 30 миллионов рублей. Общий налет составил 1005 часов. Это примерно в 5 раз больше, чем поисковое время, которое «налетывают» при поисках в среднем за год.
Журналисты поинтересовались судьбой посадочных площадок в Свердловской области, на которые ранее садились Ан-2 и другие воздушные суда. После инцидента с серовским Ан-2 из-за выявленных транспортными прокурорами многочисленных нарушений были закрыты 13 посадочных площадок. В том числе и в Серове.
При этом взлетное поле бывшего серовского аэродрома было приведено в порядок, что потребовалось в дни высокой концентрации здесь воздушных спасательных судов, участвовавших в поиске.
Два самолета Ан-2, выполняющие лесоохранные работы, и сейчас стоят на поляне возле взлетного поля, что могли видеть родственники, когда на обратном пути с пресс-конференции проезжали мимо аэродрома.
Парадокс в том, что самолеты при посадке и взлете не могут воспользоваться хорошей полосой, а вынуждены ютиться на «обочине» аэродрома.
На пресс-конференции родственники задали вопрос об использовании современных технических средств во время поиска. Отвечающие заверили их, что все средства, возможные при воздушном поиске, были использованы.
Одна из родственниц во время встречи передала руководителям воздушного поиска, работавшим в Серове, собранные сведения о существующих технических средствах поиска. О том, реально ли что-либо применить для поиска серовского самолета – родственнице пообещали ответить.
ВИДЕОЗАПИСЬ С ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ В «КП» по АН-2 14 августа 2012 г.
От редакции
Мы продолжаем принимать мнения и аргументы читателей сайта о возможном направлении вылета (а, значит, и наиболее предпочтительном направлении поиска) самолета Ан-2.
Мы также внимательно отнеслись к высказанным нашими читателями предложениям поощрить тех, кто найдет самолет либо сыграет ключевую роль в достижении положительного результату поиска.
Газеты «Глобус» совместно с газетой «Комсомольская правда» готовят развернутую публикацию о технических приспособлениях, которые помогли бы найти самолет и людей в условиях таежного леса, гористой и болотистой местности, то есть там, где трудно или невозможно пройти пешим порядком.
Просим всех, кто занимался этим вопросом и имеет интересующую нас информацию по указанной теме сообщить: что из технических приспособлений/оборудования имеется; у кого имеется; для чего предназначено; как может быть использовано в условиях «серовского» поиска; какой может дать эффект и при каких условиях. Ждем сообщений кратких, обоснованных, ПО ДЕЛУ.