Впервые за 36 лет своего существования Серов посетила легендарная поп-группа «Лейся, песня».
«Дедушки» из ВИА «Лейся, песня» вели себя на концерте в Серове залихватски, совсем как молодежная панковская рок-группа, а не как звезды советской эстрады.
Главный мэтр ансамбля – художественный руководитель Александр Филаткин, являющийся одновременно бас-гитаристом и вторым вокалистом, не стеснялся бегать по сцене, «заламывать» микрофон через плечо, и, казалось, вот-вот спрыгнет со сцены на руки зрителей.
Более молодые артисты не отставали от своего лидера. Главный солист и гитарист ВИА Александр Хиоара и вовсе своими ужимками на сцене напоминал известного артиса Александра Реву из «Комеди-клаб».
С первой же песни зал начал подхватывать текст и голосить вместе с артистами. Женщины возрастом от 40 лет и старше, которых оказалось на концерте подавляющее большинство, даже не стеснялись пританцовывать на креслах зрительного зала.
Музыканты выкладывались на все сто процентов на протяжении всего концерта, как будто говорили искреннее «спасибо» всем зрителям, пришедшим в этот день в зал ДКМ.
А таковых пришло немало: был занят почти весь партер, второй и третий балконы.
Концерт пролетел на одном дыхании, хотя и продолжался почти два часа.
ИЗ БИОГРАФИИ ГРУППЫ
ВИА «Лейся, песня» был основан в 1975 году в Кемерове при местной филармонии. Основателем и руководителем ансамбля был Валерий Селезнев, его заместителем — Михаил Плоткин, а авторами многих песен стали популярные советские авторы.
В раннем составе в «Лейся, песня» выступали Михаил Шуфутинский, Влад Андрианов, Юрий Захаров.
В 1980 году произошла крупная реорганизация коллектива. Ряд участников покинули ВИА, в том числе Шуфутинский, эмигрировавший за границу.
Новым художественным руководителем стал Виталий Кретов. На освободившиеся места в «Лейся, песня» влился молодой ВИА «Шестеро молодых», в составе которого были, в частности, Валерий Кипелов (позже «Ария») и Николай Расторгуев (позже «Любэ»).
На волне ВИА-ностальгии в середине 90-х годов ансамбль «Лейся, песня», без какой-либо протекции со стороны, снова и уже основательно появился на эстраде страны.
С 1999 года берет свое начало новая история ансамбля, – именно с тех пор коллективом руководит Александр Филаткин – последний из участников коллектива «допереходного периода».
С этого времени появилась стабильность в личной и общественной деятельности группы, определился законный статус ансамбля и его юридическая защищенность, стала оживать и стабилизироваться гастрольная жизнь.
После выступления группы наш корреспондент взял интервью у худрука ВИА «Лейся, песня» Александра Филаткина, который честно признался: такого концерта, как в Серове, у них давно уже не было.
О гастрольной жизни
– Как часто вам приходится петь под «фанеру»?
– Иногда приходится. Потому что не везде, где мы выступаем, есть та аппаратура, на которой можно сыграть. Просто в самолет нас не пустят со всеми инструментами, особенно с «барабанами». Даже сегодня мы собрали ударную установку здесь, в Серове, из того, что нашли у вас во Дворце культуры. А бывают ситуации, когда мы приезжаем в город и не находим даже барабанной аппаратуры. Приходится как-то выходить из положения. Гитары возим с собой, голос тоже. А остальное приходится брать у хозяев.
– Что в вашей работе и творчестве вам не нравится больше всего?
– В творчестве нравится все. Не нравятся лишь случаи с отсутствием нужной аппаратуры в некоторых городах, куда мы приезжаем на гастроли.
— Как вам наша гостиница?
— В Серове гостиница вполне нормальная. Мы – люди неприхотливые. Да и ваш город – не центр Вселенной, чтобы была супер-гостиница. У меня был отдельный номер с горячей водой, которая шла из крана постоянно. А вот в других городах бывало, что горячая вода подавалась по графику. Особенно это задевало, когда воду отключали перед самым концертом. (Шутя) Впрочем, для меня отсутствие горячей воды в кране – хороший знак. Это значит, что на концерт придет много людей.
– Получается, если не отключили воду, значит зрители не придут?
– Тогда вызываю слесарей, которые отключают воду. И – народ в зале. Слесарь в любом городе – это наш близкий друг.
– Тогда пора бы вместе с группой возить и своего слесаря?
– А у нас и так в составе мастера всех мастей: и слесари, и авторемонтники.
– Вы как-то можете оценить уровень своей популярности на сегодняшний день?
– Сейчас идет новый всплеск интереса к старым популярным песням. Но, несмотря на это, на наши концерты приходит не так уж много народа. Видимо, это лишь те наши слушатели, кто следит за рекламой или афишами. Позавчера в Екатеринбурге на наш концерт пришло не более пятисот зрителей. Но сегодня серовчане нас откровенно порадовали.
– Какова основная цель вашей работы?
– (Шутя) Не умереть с голоду!
О поклонниках и их поддержке
– С годами ваш гастрольный график становится шире или. наоборот, уменьшается?
– Если сравнивать с тем, что было двадцать лет назад, то концертов стало вполовину меньше.
– А почему в репертуаре группы в основном песни, которые были написаны не один десяток лет назад? Не хватает сил на новые?
– Думаю, потому что от нас именно старых песен требует и ждет наш зритель. Но и над новыми песнями мы работаем. Сегодня на концерте мы исполнили несколько песен, которые вообще ни разу не входили в наши альбомы. Мы часто на концертах исполняем новые песни, и людям даже невдомек, что они написаны недавно. Их также тепло принимают. Например, Сережа Алешин сегодня исполнил одну из свежих своих композиций и, судя по овациям, песня серовчанам понравилась.
– По каким показателям вы определяете, что зрителям понравился концерт?
– Когда люди на концерте ликуют, кричат, визжат, свистят, лезут на сцену, хватают за штаны и за ноги. Когда слышим из зала «браво», «бис». Когда на выходе из концертного зала поклонники не дают спокойно пройти в автобус.
– Чем, по вашему мнению, притягивают зрителя на концерт старые популярные песни? Почему людям до сих пор хочется их слушать?
– Может, потому, что люди их долго не слышали. А придя к нам на концерт, они могут их вспомнить, услышать, спеть вместе с нами. Да и вообще окунутся в собственные воспоминания, поностальгировать.
– Как вам серовская публика, пришедшая на концерт?
– Очень хорошая! Вообще, я заметил, что чем дальше от Москвы, тем теплее и искренне нас принимают зрители. Ваша публика намного проще, незамысловатее и неизбалованнее, чем зрительский контингент крупных городов.
– То поколение, которое слушало ваши песни двадцать-тридцать лет назад, уже отходит от походов на концерты. Как собираетесь завоевывать новую публику?
– (Шутя) Будем гастролировать по больницам, санаториям и кладбищам.
О творчестве и творческих планах
– Заметил, что в некоторые свои старые песни вы добавили роковые мотивы.
– Не особо, но да, добавили. Мы воспитывались на такой музыке. Поэтому и в 80-ые годы пытались делать подобные аранжировки. Только за них сильно чихвостили. И не только за рок, но и за кроссовки, длинные волосы. Тогда все музыканты должны были выходить на сцену в строгих костюмах и петь по стойке «смирно», не двигаясь. Сейчас это кажется смешным, а тогда… Оттаскают тебя за длинные волосы по сцене, мало не покажется.
– Воспитываете ли сегодня смену себе, молодых музыкантов и солистов? Думаете ли вливать в коллектив свежую кровь?
– У нас есть молодые талантливые ребята. Тот же Сергей Алешин, клавишник, которому «всего-то» 44 года. Ну а уж более молодых приглашать пока не собираемся. Зритель может не понять нас, придя на концерт и увидев, что большинство артистов больно молодо выглядят. Возникнет вопрос: что же это за ВИА «Лейся, песня»?
– Девушек в коллектив приглашать планируете?
– Конечно. Сегодня у нас, к примеру, директор группы – шикарная девушка.
– А нет ли желания пойти в ногу со временем и спеть ремикс на какую-нибудь из собственных песен?
– У нас такие работы уже есть. И сегодня на концерте прозвучало несколько наших римейков (песен в новой обработке). Например, «Обручальное кольцо».
– Стиль и репертуар своих песен не хотели бы поменять?
– Пока нет. Даже если, допустим, мы захотим спеть в стиле «рэп», все равно будет получаться то, что исполняем сейчас.
– Но ведь надо как-то завоевывать молодых зрителей, чтобы они тянулись на ваши концерты.
– У нас не те силы, чтобы мы кого-то завоевали или подтягивали на концерты. По центральному телевидению нас не не показывают. Можем привлечь народ на свои концерты, только выезжая на гастроли. Но в основном наши турне проходят не по крупным городам.
– Ставит ли группа перед собой какие-то новые творческие задачи?
– Конечно. Планов в голове много. Но пока нет условий для работы.
– А какие условия являются для вас идеальными?
– Я не готов сегодня ответить на этот вопрос. Во всем мире люди стремятся за свою работу, от которой получают кайф, еще и зарабатывать хорошие деньги. Но такое практически невозможно в нашей бедной стране, где каждый провод для инструментов лично бегаешь, ищешь по магазинам и покупаешь за собственный счет.
– Тогда сразу же встает резонный вопрос: а в какой стране вы бы хотели жить?
– В любой другой стране меня хватает на неделю. Потом хочется бегом вернуться обратно, в нашу сложную и суровую страну. Недавно были на Канарских островах, в Тенерифе. Гастролировали всего пять дней. Но и этого времени хватило, чтоб нам захотелось хоть вплавь вернуться в Россию. Заграница быстро надоедает.
О друзьях, веяниях моды и вредных привычках
– Чтобы группа беззаботно существовала, было бы неплохо найти для нее нескольких влиятельных друзей.
– У нас такие были, но, к сожалению, все умерли – те, кто в свои сорок лет не избавился от излишеств в жизни.
– А вы смогли это сделать?
– Да. И эти излишества долго перечислять. У меня сегодня даже вредных привычек не осталось. (Шутя) Наверное, скоро надо мной будет большущий нимб от этого. Но, думаю, в рай меня не пустят, потому что с прежних времен за мной тянется длиннющий шлейф всевозможных грехов.
– Чем вызвана ваша преданность ВИА «Лейся, песня», в которой вы играете уже больше 20 лет? Не хотели бы перейти в другую популярную группу или спеть в других жанрах?
– Я пришел пацаном в ансамбль, и это мой первый профессиональный коллектив, первая настоящая работа. Я – один из тех, кто попытался в свое время восстановить ВИА «Лейся, песня». И мой сын здесь отработал несколько лет. Так что моя жизнь крепко связана с ансамблем.
– Ваши длинные волосы – это дань эстрадной моде или стиль жизни?
– Длинные волосы у нас почти у всех. Хотя раньше мои волосы были намного длиннее. Считается, что длинные волосы – это показатель доброты человека, но специально наращивать волосы, чтобы казаться «еще добрее» я не собираюсь.
– У вас есть какие-то личные профессиональные секреты того, как сохранить голос в рабочем состоянии?
– Не пить, не курить! Регулярно заниматься сексом, но не в день концерта. Я не основной солист группы, поэтому не распеваюсь до начала концерта. А вот, например, главный наш вокалист Саша иногда распевается перед концертом. И он, кстати, тоже не выпивает и не занимается сексом перед концертом.
– Интересно, а вы бы хотели попасть на хорошее телевизионное интервью, например к Познеру?
– Если пригласит, то да. В нашем положении выбирать не из чего, обязательно нужно где-то «засветиться». Он задает очень интересные и умные вопросы. Но мне кажется, что я не стою на одной ступени с теми известными людьми, у которых Познер берет интервью. (Шутя) Скорее всего, скоро придется идти в передачу «Спокойной ночи, малыши!».
О «звездах» из прежних составов
– Легендарный солист «Арии» Валерий Кипелов действительно выходец из вашей группы?
– Вообще-то, он поработал во многих коллективах. Но перед тем, как выступать в составе «Арии», работал в «Лейся, песня». У нас с ним и сегодня хорошие отношения. Например, Кипелов выступал на нашем юбилейном концерте.
– А с Михаилом Шуфутинским, который тоже в свое время был солистом группы, вам довелось выступать на одной сцене?
– Да, там же на юбилейном концерте. И с ним мы также поддерживаем дружеские отношения. В гости друг к другу не ходим, но при каждой встрече на совместных концертах тепло общаемся.
– С бывшими солистами и артистами вы делитесь творческим опытом или текстами?
– Нет. Потому что многие из них работают сегодня в совершенно других жанрах как те же Валерий Кипелов или Николай Расторгуев.