Начальник отдела пропаганды управления ГИБДД Свердловской области Татьяна Бердникова посетила Серов 26 октября и ответила на вопросы журналистов.
– Татьяна Сергеевна, в Серове явно не хватает пешеходных дорожек и светофоров…
– К сожалению, это проблема не только Свердловской области, но и всей страны. Около 40 % погибших на дорогах – пешеходы, которые, как ни прискорбно, простились с жизнью по собственной вине.
– Может ли ГИБДД способствовать тому, чтобы «зебры» и тротуары все же появлялись в наших городах?
– Во-первых, ГИБДД не должна строить тротуары, рисовать пешеходные переходы и устанавливать знаки. Это задача и обязанность муниципалитетов – обеспечить безопасность.
– В чем тогда задача ГИБДД?
– Задача ГИБДД – посмотреть, где есть потребность, и ходатайствовать перед муниципалитетом. Мы контролируем, мы рекомендуем, мы можем наказывать управляющие компании, которые по заданию администрации что-то не сделали. Но принимает принципиальные решения все же администрация населенного пункта.
Нужно понимать, что невозможно у нас все сделать как в Швеции, где разделили пешеходов и автомобили. Не зря эта страна считается самой безопасной в мире. В условиях наших городов это нереально.
– Есть еще некий человеческий фактор…
– И при наличии пешеходных переходов человек идет через дорогу в трех метрах от него потому, что ему там удобнее. Нужно и дорожные условия улучшать, и на правосознание участников движения воздействовать. В первую очередь человек сам должен думать о том, как ему перейти дорогу безопасно.
– В какое время суток чаще всего случаются ДТП?
– Самый аварийный период – темное время суток. И даже не ночь, а сумерки. Виной тому – отсутствие освещения, когда человека просто не видно. У нас почему-то не принято носить одежду со свето-возвращательными элементами. Хотя это очень важно. В Белоруссии провели эксперимент. Людей заставили на одежде иметь свето-возвращающие элементы – полосочку на рукаве или вороте. Если ее не было – штраф.
В период проведения эксперимента на 40% снизилось количество ДТП с участием пешеходов. Цифра огромная! Другая проблема – у нас негде ходить пешеходам. Но нужно учиться жить и в таких условиях.
– Кто чаще всего нарушает правила?
– Самые «аварийные» категории пешеходов-нарушителей – дети и пожилые. После 50 лет люди не так быстро реагируют, принимают не совсем верные решения – считают, что они успеют перейти проезжую часть, хотя на самом деле это далеко не так.
– Почему, на ваш взгляд, так много детей гибнет в ДТП?
– По вине взрослых. Это так страшно! Причем, именно ваш округ «знаменит» тем, что у вас не пристегивают детей, не используют детские кресла. В прошлом году в Серове погибли пятеро детей. Это огромная цифра. Гибнет ребенок, потому что либо родители «научили» его перебегать дорогу в неположенном месте, либо не пристегнули в автомобиле, либо пьяный водитель задавил. На территории области в этом году погибли 20 детей – это очень много. Целый класс.
– Кто должен учить детей правилам дорожного движения?
– В первую очередь – родители, своим собственным примером. Если мы объясним родителям, что при ребенке нарушать правила не нужно (их вообще лучше не нарушать): переходить дорогу только в установленном месте, перевозить малышей в кресле, то в подсознании ребенка будет сформировано необходимое отношение к правилам дорожного движения, как к обязательным для исполнения. Такая глобальная цель на самом деле достижима. Если задействовать все социальные институты, то это можно сделать.
Люди постепенно меняют поведение на дорогах. Не обратили внимание? Ушла эта агрессия 90-х годов, когда нужно было кому-то что-то доказать. Сейчас водители стали чаще пропускать друг друга, стали более вежливыми.
– Как сделать, чтобы ПДД соблюдали все?
– Надо, чтобы общество научилось воспринимать законы – любые, не обязательно ПДД – не как висящий дамоклов меч, не как закон, который придуман для того, чтобы тебя ограничить, а как руководство к действию, которое должно тебя уберечь. Невозможно только правилами ПДД перевернуть сознание человека. Нужно, чтобы человек и мусор не выкидывал во дворе, и правила не нарушал…
Как только социализация нашего общества дойдет до этого уровня, тогда и правила будут соблюдаться. Сейчас мы пытаемся сделать так, чтобы люди понимали, что ПДД нужно соблюдать, пусть под некой угрозой для собственной жизни.
– Почему в пропаганде ПДД стала так популярна шоковая реклама?
– Как бы человек ее не отрицал, на подкорке она остается. Посмотрите, «Ю-туб» (интернет-сайт любительского видео – авт.) – он весь заполнен роликами. Как только там появляются реальные съемки, весь автофорум взрывается и, оказывается, все так хотят, чтобы правила соблюдались! Пока мы с себя не начнем, никакая госавтоинспекция ничего не сделает.
– Нужны ли права для водителей скутеров?
– Ввести специальные подкатегории нужно, поскольку в этом есть потребность. Тогда человек будет иметь право управлять этим транспортным средством только пройдя специальное обучение. К тому же, это накладывает ответственность на самих водителей. Любое изучение ПДД снижает количество аварий.
– Татьяна Сергеевна, как вы оцениваете работу ваших серовских коллег?
– Мне всегда приятно здесь бывать. Ваш город, в плане работы с детьми, по профилактике детского травматизма – один из лучших в области.