Сегодня, 24 июня, славяне отмечают праздник Ивана Купалы. Это праздник летнего солнцеворота – солнцестояния.
Этот день наполнен обрядами, связанными с водой, огнем и травами. Как пишут в свободной энциклопедии «Википедии», считалось обязательным к празднику искупаться до захода солнца: на севере русские чаще мылись в банях, а на юге – в реках и озерах. Ближе к закату, на возвышенностях или у рек, разжигались костры.
В ночь на Ивана Купалу выбирались «суженые» и совершались брачные обряды: прыгали через костер, взявшись за руки, менялись венками, искали цветок папоротника и купались в утренней росе. Обязательным обычаем этого дня было массовое купание. Считалось, что с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.
Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Молодежь стаскивала со всего села огромное количество хвороста и устраивала высокую пирамиду, в центре которой возвышался шест, на него насаживали колесо, смоляную бочку, череп коня или коровы. Костры разжигали поздним вечером и жгли чаще всего до утра. К огню должны были выйти все женщины села, не пришедшую подозревали в ведьмовстве. Вокруг костра водили хороводы, плясали, пели купальские песни, через него прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. Девушки прыгают через огонь, «чтобы очистить себя и предохранить от немощей, порчи, заговоров» и чтобы «русалки не нападали и не приходили в течение года». Девушку, не перепрыгнувшую через костер, называли ведьмой; ее обливали водой, хлестали крапивой, как не прошедшую «очищения» купальским огнем.
Купальский венок был обязательным атрибутом игрищ. Изготавливали его до праздника из диких трав и цветов. Обрядовое употребление купальского венка связано также с магическим осмыслением его формы, сближающей венок с другими круглыми и имеющими отверстия предметами (кольцом, обручем, калачом и т. п.). На этих признаках венка основаны обычаи доить или процеживать молоко сквозь него, пролезать и протаскивать что-либо через венок, смотреть, переливать, пить, умываться сквозь него.
Считалось, что каждое растение добавляет венку свои особые свойства, также символику добавляет способ его изготовлению – витье, плетение. Для венка часто использовали: барвинок, базилик, герань, папоротник, розу, ежевику, ветки дуба и березы и др. Во время праздника венок чаще всего уничтожали: бросали в воду, сжигали в костре, забрасывали на дерево или крышу дома, относили на кладбище и т. п. Иногда венок сохраняли, используя затем для лечения, защиты полей от градобития, а огороды от «червей».
Характерная примета праздника Ивана Купалы – многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Зелень использовалась как универсальный оберег: считалось, что она защищает от болезней и эпидемий, сглаза и порчи; от колдунов и ведьм, нечистой силы, «ходячих покойников»; от стихийных молнии, урагана, пожара; от змей и хищных зверей, насекомых-вредителей, червей. Наравне с этим контакт со свежей зеленью осмыслялся и как магическое средство, обеспечивающее плодовитость и успешное разведение скота, домашней птицы, урожайность злаковых и огородных культур.
Считалось, что в этот день лучше всего собирать целебные травы, потому что растения получают от Солнца и Земли большую силу. Некоторые травы собирались ночью, другие днем до обеда, а некоторые по утренней росе. При сборе лечебных трав читали особую молитву. Как пишут на сайте www.magnitiza.ru, в качестве оберега использовали плакун-траву, способную изгонять нечистую силу отовсюду, лечить кожные заболевания, снимать похмельный синдром и пищевые отравления; одолень-траву (всем известная кувшинка – прим. авт.), помогающую от зубной боли, отравления, а также способствующую преодолению всех препятствий; разрыв-траву (бальзамин – прим авт.), позволяющую открыть все замки и двери; девясил для привлечения любви.
Еще больше традиций о праздновании Ивана Купала вы узнаете из тематического слайд-шоу ниже.