6 февраля в Серовском историческом музее открылась очередная выставка «Город Мастеров», составленная из произведений декоративно-прикладного искусства. А в центре внимания были двое мастеров-резчиков по дереву и один из самых способных учеников Николай Проказов, Александр Снятков и подмастерье Николая Петровича — Федор Рак, все — серовчане.

Серовские умельцы на пятничном открытии экспозиции «Город Мастеров» в серовском историческом музее. Слева — Алексадр Снятков, справа — Николай Проказов. Мастер Снятков долгое время работал с лесом напрямую — мастером лесопроизводства. Николай Петрович 27 лет преподавал науку работы с деревом в серовском ЦДТ. Мужчинам вручается почетная грамота за помощь в организации выставки. Фото: Алексей Пасынков, «Глобус»
Об экспозиции можно говорить очень долго. Древние традиции сохраняются в творчестве народных мастеров и находят все новые, отличные друг от друга, воплощения в виде деревянной кухонной утвари (которая легко может быть использована по назначению), различных панно, громадных, потрясающих воображение картин и даже шедевров деревянного зодчества в миниатюре, коим являлся, например, «город на пне». Поистине это жемчужина экспозиции, что представлена сегодня в серовском историческом.

Настоящий многоквартирный жилой комплекс века этак 16-го. Множество дверей, мостков отделений и переходов содержит основная и самая массивная часть города. В основании чур, покрытый мхом, по подсчетам автора через 23 года существования лишь несколько поменявшего цвет. Фото: Алексей Пасынков, «Глобус»
Естественно и времени на ее подготовку ушла целая уйма — не много не мало два года подряд подготавливались детали и собирались учениками и преподавателями в единую композицию. В очертаниях города преобладают древнерусские линии и изгибы. Башни, форма венчающих их куполов при одном взгляде переносят в эпоху правления Иоанна Грозного. Николай Проказов, педагог дополнительного образования Центра детского творчества, по праву называет эту работу одной из лучших, притом наиболее кропотливой и затратной по времени.
И словно не на пне, а на замшелой скале зиждится прекрасный сказочный город. Столь массивный, что в выставочный зал заносили его двое крепких мужчин. Фото: Алексей Пасынков, «Глобус»
— Создавали город впятером, со мной работали четверо моих учеников, а закончена она была в 1992 году. Столько лет прошло, а композиция до сих пор как новая, дереву не страшно ничего при правильном хранении. Если детально, лишь мох в основании пожелтел, ведь он самый настоящий, собирался вручную, ведь в те времена не было никаких декоративных заменителей. Сейчас для таких целей в моде декоративные вещи, но я считаю, что натуральные элементы намного лучше, пусть и со временем они меняются, — сообщает Николай Проказов, педагог дополнительного образования ЦДТ.

Мельчайшие ступеньки, перила, мостки и переходы доверялись к производству самым опытным ученикам. Все остальные обязанности — от и до — были равномерно распределены между всеми, кто принимал участие в «градостроительстве». Фото: Алексей Пасынков, «Глобус»
Общий вес композиции немного-немало 7 килограммов вместе с основанием. Помимо прочего, Николай Петрович (который является педагогом ЦДТ уже 2 представил на обозрение еще одну работу, на этот раз не город, но потрясающее деревянное панно — «Бабушка с дедушкой». Работа более новая, зрителя привлекает обилием самых разнообразных оттенков и обтекаемостью, аккуратностью форм мелких деталей.
Помнят ли серовчане того бодрого пенсионера, что время от времени выходил на улицу Ленина с гармонью в руках? Может и не каждый скажет да, но некоторые не просто помнят, а стараются отобразить эти моменты в вечных вещах. Прообраз серовского гармониста как раз в этом деревянном панно. Фото: Алексей Пасынков, «Глобус»
— У этой работы есть история. Многие помнят старичка, который давным давно возле кинотеатра «Родина» играл на гармошке просто так для прохожих. Он меня и вдохновил. Сначала я вырезал дедушку, а чуть позже еще и бабушку, так и вылилась эта задумка в целое панно. Этой композиции существует два варианта: одна в зимнем варианте, другая в варианте летнем. Первый хранится у Виктора Рахманова, второй как видите сегодня на выставке. Одна из самых проблемных частей — оттенки. Для того чтобы получить такое разнообразие, нужно долго работать с аэрографом и морилкой. Затем нужные места начинают высветляться наждачной бумагой. Для блеска чуть позже работа покрывается лаком, — рассказывает мастер.
Александр Снятков представил работы собственные. Мастер берестяного узора демонстрировал и работы своего отца Валентина Сняткова — известного в Серове резчика.
Берестяная и деревянная кухонная утварь — отдельный сегмент музейной экспозиции, создатели утверждают, что пользоваться ей можно по прямому назначению. Смело. Фото: Алексей Пасынков, «Глобус»
— До его уровня мне еще предстоит дойти, а пока на выставке мои работы представлены в виде кухонной утвари и нескольких картин. Был у меня перерыв, год я не работал, не прикасался к дереву совсем, позже решил вернуться и наверстать потерянное время. Я пробовал себя в разных ответвлениях художественной резьбы, вот посуда — кажется, что выглядит просто и не замысловато, а у опытного человека на подготовку уходит не один вечер, чтобы вырезать одну кружку. Про короба и туеса совсем говорить нечего, особенно если с узором, — комментирует Александр.
Особняком держаться две работы мастера — братина и ендова. Примечательно то, что не только искусно вырезаны они, но и использоваться могут по прямому назначению. Братина — использовалась на Руси как посуда под хмельные напитки, ендова — тот же принцип, но наполняли ее не хмелем, а различными блюдами, причем на бока посуды вешались небольшие индивидуальные черпачки. Александр смог соблюсти нужные пропорции всех частей посуды, получилось весьма изыскано и спартански лаконично. Александр признается, что в этих работах он использовал отцовскую технику, а главным в работе всегда считал аккуратность и терпение. Ошибся на десятую долю миллиметра — работа дальше не пойдет.

Остальная часть экспозиции была посвящена не менее замечательным вещам. Роза и бутылкодержатель в виде корпуса музыкального инструмента. Все из меди и алюминия.Фото: Алексей Пасынков, «Глобус»
Основной источник сырья для декоративно-прикладного промысла — лесозаготовки. Либо брать самому с дерева и не более 50 сантиметров за один раз. Александр Снятков долгое время был мастером лесопроизводства, говорит, что добыча сырья — настоящий ритуал.
— Будь то береста или чур, не важно что берешь, главное лесу потом спасибо сказать. Он ведь своенравный, ошибок не прощает, всегда лучше поблагодарить его за дары, — пускается в эзотерику Александр Валентинович.
Федор Рак, скромный, но весьма способный ученик, представил на выставку несколько произведений. Женской половине публике по вкусу пришлась композиция с рыбками.
Все вырезано вручную, фон и рамка подобраны к общему ансамблю совершенно уместно. Все элементы идеально гармонируют друг с другом. За свою работу парень удостоился не только восхищения публики, но и получил изрядную порцию одобрения наставников.
Выставка продлится до 23 февраля, времени осмотреть сказочные работы земляков предостаточно.

Третье по счету фото — ансамбль Давид и Голиаф. Библейский сюжет был воспет в панно из дерева. Фото: Алексей Пасынков, «Глобус»










