Информация о скидках и прочих «явках-паролях» атакует серовчан не только через сотовых операторов, она буквально «бьет по мозгам» из громкоговорителей, установленных вблизи некоторых магазинов. Отказаться от звукового «спама», пожалуй, можно только избегая участков его распространения или, сжав волю в кулак, быстро пересечь территорию звуковой активности. А если навязчивые рекламные объявления слышно у человека в квартире?
– Это же кошмар какой-то! Никуда не денешься от этого – даже с закрытыми окнами слышно. Но ведь и с закрытыми окнами все время сидеть не будешь, – на соседство с громкоговорителем пожаловалась пенсионерка Алевтина Филиппова. Женщина проживает по улице Ленина около досугового цента «Родина».
По словам Алевтины Васильевны, реклама из рупора, установленного на одном из близко расположенных магазинов, включается каждые полчаса вплоть до восьми часов вечера. Одно время под окнами пенсионерки даже играли музыканты, приглашая серовчан за покупками. На вопрос, кто им разрешил шуметь около жилого дома, артисты ответили честно: «Нас наняли – мы играем».
– Так почему они не играют у себя в магазине? Пусть свои громкоговорители ставят у себя в магазинах, пусть там рассказывают о скидках тем, кому это надо, почему мы должны это целый день слушать? – недоумевает по-настоящему уставшая от шума жительница Серова. – У меня правнук пугается, когда эта реклама вновь включается. Мы отдохнуть, пожить в покое не можем – мне 72 года…
Закон гласит
Вся рекламная деятельность подчиняется федеральному закону «О рекламе». Звуковой в этом нормативном акте уделено скромное место – всего один пункт. «Распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается» гласит пункт 6 статьи 20 ФЗ «О рекламе», то есть, если по городу ездит автомобиль и громко «приглашает» всех на какое-нибудь цирковое представление или на распродажу вещей – делает он это незаконно. Если бдительные граждане сообщат об этом куда нужно, например, в Федеральную антимонопольную службу, то на должностных лиц будет наложен административный штраф от 4 до 7 тыс. рублей, на юридические – от 40 до 100 тыс. рублей.
Но в этом пункте ничего не сказано о стационарной звуковой рекламе.
В законе Свердловской области об административных правонарушениях есть статья 37 с обнадеживающим названием «Совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан». Вот оно, спасение? Ан нет… Под статью попадает только шум, действующий на нервы гражданам в период с 22 часов до 8 часов по местному времени.
Помочь могут депутаты?
С 1 апреля 2013 года звуковую рекламу в столице Урала услышать можно только на территории торговых центров. Возможным это стало после того, как городская Дума Екатеринбурга в начале 2013 года внесла изменения в правила размещения наружной рекламы – соответствующее постановление ограничивает и использование звуковой рекламы.
В России существуют Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», утвержденные в 1996 году, а так же СанПиН 2.1.2.26.45-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям». Так вот, согласно этим документам кратковременный уровень шума не должен превышать 55 дБ в дневное время (с 7 утра до 23 вечера) и 45 дБ – в ночное (соответственно, с 23 до 7 часов). Для постоянного шума допустимые показатели ниже – 40 и 30 дБ.
Интересно, насколько децибел тянет звуковая реклама из громкоговорителей, если шелест листвы в лесу – 40 дБ; уверенно произносимая речь человека – 50 дБ; оживленная улица – 75 дБ…
Уровень шума разных звуков (информация из сети Интернет)
160 дБ– невыносимый шум
160 самолет при взлете
105 (100-110) домашний кинотеатр на полную мощность
100 сирена
93 (90-95) перфоратор90 дБ – шум, который невозможно не замечать
90 крик
90 (85-95) железная дорога, трамвай
87 (83-91) работа мусороуборочной машины 7.5 м
85 музыкальный центр
83 электрополотер
83 музыка по радио
81 (76-85) игра в футбол 7.5 м
80 игра на пианино
80 громкий разговор
78 детский плач
77 (72-82) игры детей 7.5 м
75 пылесос
70 (63-77) проезд грузового автомобиля во дворе 7.5 м
70 телевизор
70 речь по радио
70 громкий разговор 5 м
68 стиральная машина
65 спокойный разговор
62 (57-67) проезд легкового автомобиля во дворе 7.5 м
60 электробритва
60 телевизор, музыкальный центр на средней мощности
55 (50-60) легковой автомобиль
54 (40-67) наполнение бачка в санузле
53 (45-60) стук по трубе центрального отопления раздающийся
53 (50-55) вытяжной вентилятор
50 (42-58) стук закрываемого мусоропровода через стену
50 негромкий разговор 3 м50 дБ – шум, который не причиняет неудобств
48 (44-52) звук закрываемой двери лифта через стену
47 (36-58) наполнение ванны
47 (44-50) вытекающая из крана вода
45 практически не слышно
43 (40-45) кондиционер
42 (40-43) холодильник
42 принудительная вентиляция
40 разговор 10 м
40 шелест листьев при тихом ветре
39 (35-42) приготовление пищи на плите
38 (34-42) перемещение лифта через стену
35 тихо
30 шепот (различимый) 5 м
25 тихий сад
25 дБ – очень тихо
20 легковой автомобиль 1 км
20 шелест страниц
10 спокойное дыхание
10 тишина в горах0 дБ – неслышимый звук
Возможно ли замерить уровень шума от навязчивой звуковой рекламы и как-то повлиять на предпринимателей, чтобы помочь горожанам журналисты «Глобуса» решили спросить в местном отделении Роспотребнадзора. Анатолий Середа, заместитель начальника Серовского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области давать какие-либо комментарии по телефону и от встречи с сотрудниками информационной службы газеты отказался. Попросил написать письменный запрос. Запрос мы направили. Надеемся, что ответ будет полным и придет в соответствии с законом о СМИ в течение 7 дней.
Не поддержали…Попытка запретить звуковую рекламу на федеральном уровне была предпринята в 2012 году. Депутат Дмитрий Литвинцев внес на рассмотрение соответвующий законопроект.
«Жители не имеют возможности выключать громкоговорители, регулировать или дозировать прием такой информации, поэтому такой способ распространения рекламы можно считать «навязыванием», – мотивировал инициативу Литвинцев.
Народный избранник предложил установить запрет на распространение звуковой рекламы с использованием громкоговорителей, ретрансляторов, репродукторов и других звукоусиливающих и звуковоспроизводящих устройств на улицах населенных пунктов, а также в помещениях метрополитена.