Еще в советские времена существовала в Серове мотосекция при ДОСААФ. Вместе со своими сверстниками занимался и Юрий Пылявец. Потом, после распада СССР, секция приказала долго жить. Но разве могут какие-либо трудности остановить настоящих энтузиастов своего дела? Своим увлечением мотоциклами Юрий «заразил» своего сына Андрея. И сейчас, ученик 11-го класса школы № 27 Андрей Пылявец успешно выступает в мотокроссе. Последнее большое достижение юного спортсмена – победа на открытом зимнем кубке Свердловской области этого года. На этапах кубка Андрей бессменно занимал призовые места. Опередил многих достойных соперников на трассе.
Вспомним как все начиналось
В 2002 году Юрий Пылявец встретил своего соратника по юношескому мотоспорту Александра Власова, и узнал, что тот решился возродить мотосекцию.
– У Александра тоже сын, немного постарше моего Андрея, – рассказывает отец и тренер серовского мотокроссера Юрий Пылявец. – Власов вложил много усилий в постройку трассы для мотокросса на Крутом логу. Затем он стал активно заниматься со своим сыном мотоспортом. Я тоже решил не отставать, купил Андрею мотоцикл, маленький, чтобы подходил по возрасту.
В наши времена купить байк не проблема. Даже такой, чтобы подошел 8-летнему мотогонщику (имеенно в этом возрасте Андрей впервые сел на «железного коня»). Конечно, когда занимался сам Юрий о таком можно было только мечтать. Да и мотоспортом заниматься начинали только с 15-летнего возраста.
– В 2004 году я купил мини-байк, стали тренироваться, – вспоминает Юрий. – В 2005 были первые соревнования, на которых довольно успешно выступили, по нашим меркам, по нашему «нулевому» бюджету. Самые крупные соревнования в которых удалось принять участие – чемпионат России по мотокроссу в Каменске-Уральском. На хороший результат тогда не надеялись – слишком велика конкуренция.
Учился Андрей ездить потихоньку в тех самых гаражах по ул. Агломератчиков возле пожарной части, где когда-то начинал учиться мотокроссу и его отец.
– В первый раз въехал прямо в ворота, там до сих пор виден след от колеса. Катал »восьмерку», учился переключать передачи. Спустя какое то время стали брать прицеп, грузить мотоцикл и выезжать на Крутой лог, на трассу. Так и «раскатался», – описывает свой путь в спорт Андрей Пылявец. – Когда учился сразу понял, как это здорово – управлять техникой. Очень понравилось, хоть по началу и страшно было. А сейчас уже не могу не заниматься этим.
В 2005 году Андрей попробовал свои силы на традиционном осеннем мотокроссе в Качканаре. Ему было всего 8 лет и он оказался в числе лучших. Это послужило началом серьезных занятий спортом.
Все тренировки сына Юрий проводил сам: регистрировался в федерации мотоспорта, получал лицензию на участие в соревнованиях. Жаль только, что делать это пришлось «в индивидуальном порядке», а не в интересах мотоклуба, например.
– В одиночку гораздо труднее все делать. И более затратно. А был бы мотоклуб, все проще, – сетует Юрий. – Соревновательная деятельность в мотоклубе была бы более обширной. А индивидуально сложнее в материальном плане, лишний раз на соревнования не поедешь.
«Цена» спорта
Стальной «зверь», что сейчас стоит в гараже семьи Пылявец, родом из страны восходящего солнца. Он по счету пятый. И обошелся в более 150 тысяч рублей. У «коня» четырехтактный одноцилиндровый мотор мощностью 250 куб. см. А самый первый мотоцикл стоил около 30 тысяч, его Юрий заказал почтой прямиком из Питера. Но просто купить мотоцикл недостаточно – расходы на эксплуатацию никто не отменял.
– Есть в нашем спорте класс зимних гонок »без шипов». Пока что выступаем только в нем. Шипованную резину мы себе не можем позволить – комплект стоит около 30 тысяч рублей. При этом такая резина при активной езде меняется каждый сезон. Расходы очень большие, – говорит Юрий. Заниматься мотокроссом очень дорого, особенно на профессиональном уровне.
– Мы выступаем на уровне любителей, да и нового мотоцикла у нас ни разу еще не было. »Мостырим» потихоньку, пытаемся конкурировать с ребятами, у которых и папа побогаче, или с представителями мотоклубов. Сам работаю водителем в управляющей компании, – говорит Юрий Пылявец. – Дороже всего выходят расходные материалы – раз в сезон меняются «звезда» и цепь на мотоцикле. Если гонка «грязная», тормозные колодки стираются махом и их тоже приходится менять. Тут же все форсированное, облегченное, очень быстро изнашивается.
С поиском деталей проблем нет, – отмечают спортсмены. Активно для этой цели используют интернет. В таком спорте как мотокросс необходимо, чтобы запчасти всегда были в запасе, однако не всегда удается его создать. Дороговато выходит.
Романтика и суровость мотоциклетных трасс
Андрей участвует в гонках круглый год. При этом у каждой трассы в определенное время года своя специфика.
– Сложнее всего выступать летом, когда много грязи. Зимой напрягает лишь отсутствие шипов: в повороты входить сложно, получается только «на упоре». В экстремальных условиях вспоминаю чему учился и действую по ситуации, – говорит мотогонщик Андрей Пылявец.
В гонках все участники стартуют разом, и входят в первый поворот все вместе. Не свалиться с мотоцикла, по словам спортсмена, помогает лишь исключительное чувство машины и трассы.
– Средняя скорость гонщика 60-70 километров в час, но это примерно, у меня на мотоцикле спидометра нет. На всех кроссовых мотоциклах нет приборов измерения и фар. Для снижения массы циферблаты не ставят, а фары не нужны – гонки проходят днем.- подробнее о соревнованиях рассказывает Андрей. – Экипировка качественная нужна. Один раз неудачно упал с мотоцикла на соревнованиях в Златоусте, но все обошлось. Желание это не отбило заниматься. Стал тренироваться еще активнее, а сейчас и в области показываю себя неплохо, нас знают, приглашают на соревнования.
Юрий Пылявец планирует провести гонки по мотокроссу в Серове этим летом. Для этого он заручился поддержкой серовских предпринимателей. По словам Юрия, осталось лишь, чтобы администрация пошла навстречу. По предварительной информации предложение встретило понимание и поддержку. Ну а юный гонщик Андрей, планирует после школы сразу же поступить в педагогический институт, на физкультурный факультет. Наш герой хочет стать тренером, но не обязательно по мотокроссу, он помимо прочего прекрасно играет в баскетбол, и увлекается ездой на BMX (велосипедах — ред.). В общем твердо решил связать свою жизнь со спортом.