1 ноября 1985 года – тридцать лет лет назад – началось рабочее движение по новой автомобильной магистрали Свердловск – Серов. Что это означало для нашей области я расскажу чуть позже, а сейчас несколько слов о моей роли в этой строительной истории.
После окончания факультета журналистики Уральского госуниверситета я распределился на работу на Свердловское радио и телевидение. В это время уже прокладывалась трасса новой дороги на север области и мой главный редактор дал мне задание – периодически рассказывать об этой стройке или, как тогда говорили, – освещать ход строительства. Так я стал шефом ударной стройки пятилетки, по размаху и длительности сооружения сравнимой разве что с другой эпохальной стройкой – Байкало-Амурской.
Итак, обратимся к архивам, к ближней истории автомобильного строительства в Свердловской области.
В год начала строительства автодороги Свердловск-Серов, а было это в 1975 году, Свердловская область насчитывала несколько протяженных магистралей с асфальтовым покрытием, причем ни одна из них не достигала северных районов. Большая часть народно-хозяйственных грузов доставлялась туда единственным путем – по железной дороге. Интенсивные темпы развития экономики требовали мобильных перевозок сырья, материалов, причем кратчайшим путем, и решить эту проблему стало возможным лишь с помощью новой транспортной артерии. Такой предстояло быть автодороге Свердловск-Серов. Перед дорожными строителями области была поставлена задача – обеспечить круглогодичный бесперебойный проезд автотранспорта на север области.
Небывалый размах стройки – трасса протянулась на 345 километров – потребовал коллективных действий. Прокладывать новую дорогу решили методом народной стройки. 26 городов и районы области послали на трассу свои механизированные отряды. Им предстояла самая ответственная и трудоемкая работа – отсыпка земляного полотна. Начали ее одновременно, в нескольких точках, чтобы рационально распределить технику и людей. Вахтовые смены, оснащенные необходимой землеройной техникой, обеспечивали требуемый темп стройки. Работа на трассе не останавливалась и зимой. Поначалу не хватало специалистов, опыта. Новым для многих было это дело – строить дорогу. Но брались за это горячо, напористо. Не пугали ни сложный рельеф, ни расстояния – порой за 200-300 километров от родного города располагались закрепленные участки.
Старая дорога на север области с твердым покрытием заканчивалась за Нижней Турой. Дальше проезд был возможен по проселкам, лесовозным дорогам. Трасса строящейся дороги пролегала по непроходимым таежным топям, через многочисленные горные отроги, малые и большие реки.
Нередко на трассе в работе можно было увидеть мощную карьерную технику. Скалистые коридоры пробивали с помощью буровых станков, взрывов. Эту работу выполняли горняки из объединения «Ураласбест».
И все-таки сбылось. В конце октября 1985 года на кушвинском участке состыковались север с югом. Заработала новая дорога. Проехал я в долгожданном рейсе вместе с дорстроевцами и радовался этому событию не меньше их.
Перед праздничным рейсом, на окраине Серова, на первом километре магистрали (на площадке у автозаправки) состоялся митинг. С пламенными речами выступили первый секретарь Серовского райкома партии А. Иванов, первый секретарь Свердловского обкома КПСС Ю. Петров, представитель Серовского АТП…
В моем репортерском архиве сохранилась магнитофонная запись этого события. Здесь вы можете услышать фрагмент репортажа, прозвучавшего тридцать лет назад на волнах Свердловского радио: http://gorodfm.podfm.ru/guest/189
Олег Антонов, специальный корреспондент Свердловского радио.
Фото из личного архива Олега Антонова