На одном из популярных сайтов бесплатных объявлений в списке продаваемых значится 11 торговых точек Серова – от киоска стоимостью в 390 тысяч руб. на Птицефабрике до 2-этажного магазина «Богатей» за 60 миллионов. Большая часть объектов в этом перечне – небольшие магазинчики площадью до 100 кв., которые называют «магазин у дома» или « в шаговой доступности».
Почему их продают? Не значит ли это, что «малым» предпринимателям становится невыгодно торговать и скоро город останется без небольших магазинов, в которые мы прибегаем едва не в тапочках?
– Нет, – опровергает тревожные предположения начальник отдела потребительского рынка Елена Золотова. – Продажу десятка торговых точек Серов и не заметит. В городе и районе сегодня 492 магазина. Плюс 144 павильона и киоска. Понятно, что кто-то из владельцев, как например, семья предпринимателя Ивана Жаркова, владеющая «Богатеем», уезжает, кто-то заканчивает предпринимательскую деятельность. А кто-то открывает новые, более современные магазины. Их с начала года появилось уже 18.
– Елена Юрьевна, значит, торговый «голод» нам не грозит? И розничная торговля по-прежнему – дело выгодное?
– Это так. За десять последних лет оборот розничной торговли вырос почти в 5 раз (данные – на графике – ред.). Чтобы удовлетворять спрос, минимально на 1000 жителей должно приходится 470 кв. метров торговых площадей. В Серове приходится 798 кв. метра или на 42% больше минимума. Прирост с начала года – на 11 %. А вот число покупающих одежду и продукты на рынках снижается – за последние годы таких стало меньше почти в 2 раза. В структуре розницы доля покупающих на рынке сегодня меньше 10 процентов от общего числа.
– И новые торговые центры открываются!
– Это тоже показатель! Себе в убыток коммерсанты их строить не станут. За каждый месяц года в Серове прибавлялось по тысяче «квадратов» торговых площадей. Сейчас в городе работают 7 торговых центров. И на подходе самый большой, в 12 тыс. кв. метров (это 375 однокомнатных квартир в 32 кв. м. – ред.). Он строится у «кольца» на Сортировке. Там будут не только магазины таких известных марок как «SAVAGE», «Riker», B-17 и других, но и кафе быстрого питания «SubWay», детская комната, небольшой кинозал.
– Также тут и там растут гастрономы российских торговых сетей. Не потому ли местные продуктовые закрываются?
– Кто вам сказал, что зарываются? Вот вы – куда за продуктами ходите?
– У меня у дома два больших гастронома, а чаще в обед бегу в магазинчик через дорогу от офиса и там покупаю молоко, хлеб, кекс к чаю и яблоки.
– И многие так. В крупные продуктовые мы, как правило, ходим раз-другой в неделю. Закупаем овощи и фрукты, что-то «экзотическое» на праздник, как, скажем, дорогое спиртное или оливки, для дома – бытовую химию. А за свежей продукцией идем все же в привычные «свои» магазины. И местные предприниматели отнюдь не спешат их закрывать. Еще один «Мираж», который будет работать в центре «Тайга» готовит Игорь Ядрышников, развивают свою сеть «Продукты-Опт», «Белочка», открывшие новые торговые точки (на диаграмме видно – ред).
– То есть конкуренции со стороны крупных сетевых магазинов они не боятся?
– Конкуренция стала сильнее, не спорю, но сейчас, когда нет дефицита, а есть даже переизбыток предложения, покупатель выбирает торговую точку не только по цене на товар, но и по его качеству, по культуре обслуживания, по удобству процесса выбора и покупки.
– Не раз я слышала отзывы знакомых о том, что в такой-то магазин они не ходят, потому что там воняет или потому что приходится выбирать хорошие фрукты среди гнилых.
– Соперничество за покупателя заставило и наших коммерсантов подтянуться: и цены сдерживают, чтобы не сильно отличались от «сетевых», и ассортимент расширяют, и оформление торговых залов меняют, и новые технологии применяют как, например, безналичный расчет по картам, что есть не во всех федеральных продуктовых супермаркетах. Местные коммерсанты стремятся сегодня открывать не только гастрономы, но и узкоспециализированные магазины. Это, например, торговые точки производителей, где продается продукция Кондитерской фабрики Юрия Третьякова или Старого хлебозавода Олега Кравченко, это магазины «Торты», «Живое пиво» и другие подобные.
– По принципу автосалонов, где продают ту или иную марку машин…
– Я думаю, это правильно. Мы уходим от эпохи тесных павильонов и «сельпо», где было все в куче и не повернуться. Покупатель стал другой, более привередливый и разборчивый. Товар он может заказать и по почте, по телефону, через интернет. На розничном рынке немало хороших торговых точек, и предпринимателю нужно работать так, чтобы покупатель без сомнения выбрал именно его магазин.