Какие технические средства поиска могли бы быть использованы при поиске пропавшего самолета Ан-2? Как они могли бы помочь в обнаружении «кукурузника»?
Эти вопросы не раз задавали родные пропавших людей, журналисты, просто неравнодушные люди, кого волнует ситуация с пропавшим и пока не найденным самолетом на борту которого, с большой долей вероятности, было 13 человек.
На сайте газеты «Глобус» народные корреспонденты, среди которых есть и специалисты, и просто интересующиеся товарищи, обнародовали десятки предложений по использованию в поисках Ан-2 достижений технической мысли.
Здесь бурно обсуждали свойства и возможности самолета-беспилотника, самолета-разведчика (которые бывают не только военные), тепловизора, магнитометров, лазерного сканирования, использования радаров, навесного оборудования для аэрофотосъемки и т.п.
Вот лишь две цитаты с сайта:
» Есть такой ещё самолёт — Diamond DA42M-NG В России в единственном числе, принадлежит компании «Башкортостан», базируется в Ульяновске. Что может делать этот самолет? Очень многое. К примеру, составлять подробные карты, сканировать дороги и окружающие из постройки, газопроводы, нефтепроводы, линии электропередач и другие объекты. Почему бы, например, его не заказать для поисков пропавшего АН 2? Всего-то обратиться в компанию «Башкортастан» по поводу аренды…»
«Существует бортовая лазерная сканирующая система геодезического класса «FALCON III»
FALCON III представляет собой комплект бортового оборудования и программных средств для получения цифровых моделей поверхности (DTM), цифровых моделей рельефа (DSM) и цифровых ортоизображений.
Предназначен для получения расстояний от борта воздушного судна».
Мы обращались к членам поискового штаба с просьбой прокомментировать возможность поиска с помощью называемых технических новинок. В частности, по использованию самолета-беспилотника.
О его прибытии из Ханты-Мансийска в Серов было объявлено в июне, но затем затее дали задний ход. Причиной этого неофициально называли дороговизну использования чуда самолетной техники, а на заседании штаба объяснили, что рельеф местности для беспилотника слишком сложен.
По другим техническим поисковым приборам ответ сводился к одному: в условиях данной местности все эти технические средства неэффективны и бесполезны.
После пресс-конференции в пресс-центре Екатеринбургского представительства «Комсомольской правды», в которой участвовали родители пассажиров Ан-2 и специалисты, занятые на поиске, мы рассказали о совместном с «Комсомолкой» плане — оценить возможности техсредств, предлагаемых читателями для поиска Ан-2.
Сегодня представляем вашему вниманию подборку комментариев специалистов, подготовленные журналистами «Комсомолки».
«На интернет-форумах, посвященных поискам, пользователи раз за разом вспоминают приборы, с помощью которых можно было бы поискать Ан-2. Мы составили список этих устройств и попросили специалистов прокомментировать: насколько они могли бы помочь в поисках кукурузника?
1. Воздушное лазерное сканирование
— На борту самолета или вертолета устанавливается лазер, — объясняет действие прибора Сергей Мельников, руководитель компании «Геокосмос», одной из ведущих на рынке геоинформации. — Призма либо зеркальце очень быстро вращаются и проецируют лучи на землю. В итоге на земле получается «облако точек», фиксирующее все места, куда были направлены лучи. Результат — трехмерная модель местности. Найти Ан-2 с помощью лазерного сканирования можно, даже если снимать в ночное время. Лучи пробивают растительность, таким образом, мы можем увидеть то, что находится под кронами деревьев. Интенсивность сигнала, отраженного от дерева, от травяного покрова и от деталей самолета, лежащего на земле, будет разная.
Сложность в том, что это достаточно большой объем данных — несколько сотен тысяч точек в секунду. Поэтому мы видим картинку не сразу на борту самолета, а уже на земле, после анализа, на который уходит несколько часов. К тому же просматривать придется вручную. Программы, которая сама бы искала самолет, нет.
2. Тепловая аэросъемка
Специальный прибор — тепловизор — ловит излучение, которое исходит от нагретых предметов, и рисует картинку, на которой вещи с разной температурой помечаются разными цветами. Например, «горячие» выглядят белыми, а «холодные» — черными. С помощью тепловизора, установленного на борту самолета, можно составить карту, где будут отмечены тепловые излучения, исходящие с земли. Этот прибор используют для того чтобы следить за состоянием электросетей, газопроводов, трубопроводов с горячей водой или же подсчитывать численность животных.
— Тепловизор — это прибор, который фиксирует разницу температур, — поясняет Владимир Новиков, директор компании «Геотехнологии», одного из ведущих разработчиков геофизического оборудования в России. — Например, можно найти даже след, оставленный ногой человека, но лишь некоторое время, пока существует разница температур между местом, где стояла ступня, и остальной землей. В обычных условиях разница температуры связана с наличием воды, например, в трещинах породы, сооружений и т. д. Поэтому тепловизионную съемку проводят сразу после захода солнца: вода, нагретая солнцем, дольше сохраняет тепло.
В случае с Ан-2 этот прибор помог бы лишь в первые недели, когда была надежда, что люди еще живы. Сейчас польза от него сводится к нулю.
3. Беспилотный летательный аппарат
На выставке вооружений «Оборона и защита — 2012», прошедшей летом в Нижнем Тагиле, показали макет беспилотного летательного аппарата «Форпост», который собирают на Уральском заводе гражданской авиации. «Форпост» видит наземные объекты в радиусе 250 километров. Руководство завода тогда уверяло: «Если бы такой аппарат был у МЧС, то пропавший Ан-2 нашли бы по тепловизорам в первые же дни». Узнав о беспилотнике, родственники пропавших людей сразу же попросили испытать его в деле — отправить в какое-нибудь труднодоступное место. Однако после этого про беспилотник все вдруг забыли. А люди, которые отвечают за «Форпост» на самом заводе, вдруг потеряли желание рассказывать о нем даже журналистам.
4. Аэроэлектроразведка
К самолету 70-метровым тросом крепится гондола с датчиком магнитного поля. Сама гондола весит 30 кг. В среднем за час самолет, укомплектованный ею, может проверить около 100 км. С помощью аэроэлектроразведки при поиске полезных ископаемых, рудных тел и минералов составляют карту электрической проводимости — на ней разными цветами помечается, где просто земля, а где металл.
— Этот способ можно использовать, если самолет, например, упал в болото, — рассказал «Комсомолке» Владимир Новиков. — Но это как стрелять из пушки по воробьям. Трудоемкость большая, а эффективность маленькая. Использование воздушных судов нынче влетает в копеечку. Человеческая жизнь, конечно, стоит дорого, но ни один самолет не взлетит, пока не будет оплачено его полетное время. При этом самолет должен вести патрулирование на высоте 300 метров. А с такой высоты следы аварии будут видны и невооруженным глазом. И без спецоборудования можно будет увидеть сломанные ветки, фюзеляж.
5. Разведывательный самолет Су-24МР
Су-24МР — российский разведывательный самолет. Он вылетает в указанный ему район, который имеет определенную площадь: в среднем 16 кв. км. Существует, допустим, замаскированный командный пункт противника, и по информации наземной разведки мы знаем, в каком примерно районе он находится. Су-24МР видит тепло, которое выделяет штаб противника, или инфракрасное излучение, если противник говорит по рации. Благодаря этому можно узнать, откуда именно идет сигнал. Исходя из этого, вычисляют ориентировочное местонахождение противника и наносят точечный ракетный удар. Но это на войне. В мирной жизни этот самолет вполне мог бы пригодиться для поиска уральского кукурузника.
— Действительно, такой самолет мог бы быть привлечен к поискам, — признают в Центральном военном округе. — Для этого необходимо обращение в Министерство обороны или, например, в МЧС. Это обычная формальность, она МЧС известна. Но такого обращения не поступало. У нас, допустим, привлекаются силы к взрывным работам во время ледохода весной или к тушению лесных пожаров. Это ни для кого не новость, все об этом знают. Если бы нам указали, что в таком-то районе, площадь которого 16 кв. км, находится пропавший самолет, то Су-24МР его бы нашел, даже если радиомаяк на пропавшем самолете не работает. Он может найти его, даже если тот замаскирован или как-то еще скрыт. Но площадь поисков кукурузника — несколько тысяч квадратных километров. Все равно, что один разведывательный самолет отправили бы проверить всю Францию. И даже если мы по всей стране соберем все Су-24МР, нам их все равно не хватит, чтобы покрыть эту площадь. Будет задействован гигантский технический ресурс, еще больший, чем был. Он будет не сопоставим даже с бюджетом Министерства обороны.
6. Спутник «Канопус-В»
Этот аппарат уже в космосе, проходит испытания. Он был создан для того, чтобы прогнозировать землетрясения, следить за сельским хозяйством и чрезвычайными ситуациями: лесными пожарами, наводнениями. 22 июля его запустили в космос, а 22 октября он должен будет получить первое задание — поиск нашего Ан-2.
— На спутнике есть две камеры, — пояснил Виктор Шумейко, заместитель начальника Научного центра оперативного мониторинга земли. — Первая камера цветная. Правда, она не поможет, если при падении Ан-2 развалился на части меньше 10 метров: они будут сливаться с землей. Вторая камера черно-белая — через нее можно различить трехметровые предметы. Но площадь поиска больше всей Свердловской области — порядка 1 миллиона квадратных километров. И на то, чтобы проверить ее, может уйти больше года.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Странные отговорки у специалистов: «обращений не поступало, на поиски уйдет больше года, денег надо много…» Але, народ! Но ведь вы даже не попытались поднять эти суперсовременные штуковины в небо! Для чего, спрашивается, государство выделяло миллионы на создание того же беспилотника? Чтобы хвастать им на выставках? Может, поиски Ан-2 и есть тот случай, когда можно показать свою работу и работу своих изобретений на деле?
ОТВЕТ ПОИСКОВЫХ СЛУЖБ
«Все эти способы — не эффективны!»
Почему перечисленные приборы до сих пор не задействованы в поисках серовского кукурузника? Звоним в МЧС, которое отвечает за операцию на севере области.
— Мы отвечаем только за пешую поисковую группировку! — отрезают в ведомстве. — Все, что касается воздуха, — вотчина Росавиации.
Обращаемся с запросом в Росавиацию, где нас отфутболивают от одного специалиста к другому. Наконец, ответ получен:
— Все эти способы не эффективны, они для обывателей! — заявил «КП» Андрей Прянишников, советник руководителя Росавиации. — Самолет упал в тайге. Вы представляете, что такое тайга?! Там никакое лазерное сканирование или аэроэлектроразведка не помогут. Мы ведем поиск самым лучшим из возможных способов. Сейчас опала листва. Поиски Ан-2 с воздуха должны возобновиться. В воздух поднимутся три вертолета Ас-350 авиакомпании «ЮТэйр» и один Ми-2 авиакомпании «Геликс». Никакого специального поискового оборудования на них не установлено».