В свежем номере газеты «Глобус» опубликовано письмо читателя Дмитрия Арапова:
В последнее время все больше и больше произносится термин – «историческая память», в первую очередь связывая этот термин с возрождением фашизма в Украине. При этом многие уловили идею, что это все происходит «у них», а вот у нас-то с исторической памятью – все в порядке!
Лично я с этим не согласен!
В преддверии великого праздника Победы был огорчен сообщением, что в серовской школе №13 были спилены деревья, высаженные именно к празднику 9 Мая в далеких 70-80-х гг., а также к другим памятным событиям строителями школы, учениками и выпускниками этой школы, с надеждой как раз на эту пресловутую историческую память: «Чтобы помнили выпускников прошлых лет. Чтобы улучшали и приумножали…» А оно вон как вышло… В том числе была спилена и моя береза, посаженная под окнами директора.
Долга ли историческая память? Сейчас для себя понял – 33 года! Возраст Христа… как это символично…
Мало кто уже помнит, как тяжело было вырастить деревья на территории школы, т.к. вокруг территория была засыпана щебенкой, а поверх щебенки был насыпан торф высотой не более 100 мм. Старались садить, не просто натыкать как угодно, чего попало и куда попало, а высаживали по плану, проявляя при этом фантазию… яблоня, сирень, акация, боярышник, кедр… ну, и лиственные, конечно.
Деревья не приживались, погибали, их опять садили… первые выпускники из новой 13-й школы упорно взращивали кедры, ежедневно за ними ухаживали, но кедры погибали, и это было реальной человеческой трагедией, человек не властен над природой, но хотелось сотворить чудо. Прошло достаточно много лет, пока высаженные деревья и кустарники вокруг любимой школы не начали цвести и пахнуть.
Каждый раз приезжая в Серов, я непременно встречался со своей березой и рассказывал одну и ту же историю с благодарностью к ней…
В мае 1983 года был назначен педагогический совет школы №13 по допуску учеников к выпускным экзаменам. Учась на «4» и «5», я имел просто огроменный «неуд» по поведению, за что и попал в «черный список». С подобным контингентом разговор был особый – справка об окончании средней школы вместо аттестата.
Вот такая перспектива замаячила впереди и у меня. Но!
Нужно отдать должное мудрости директора школы Шинкаренко Галины Кузьминичны: делать выводы, основываясь не только на формальностях оценок в дневнике, а также на жизненной позиции ученика и его участия в общественной жизни школы. В ход пошло все: обещания исправить поведение, воспоминания о медалях в городских олимпиадах, о рекордах по сбору металлолома, макулатуры и травы… Но весы правосудия качались и никак не хотели перевешивать в мою сторону. В качестве последнего аргумента я подвел директора к окну: «Галина Кузьминична, эта береза посажена мной прямо под Вашим окном на долгую память от благодарных учеников». Слезы капали прямо на решение педсовета по допуску меня к выпускным экзаменам.
Должен отметить, что попытка высадить березу именно под директорским окном в 1981 году закончилась неудачей. Щебень не дал возможности пробиться новой жизни. Вторая попытка была удачной в 1982 году. Все было сделано по науке… На Фикалке выкопал березу с куском земли 1м х 1м х 0,5 м, тащил эту непомерную тяжесть, используя подручные средства, проявляя смекалку, особливо при перетаскивании «золотого» дерева через забор школы.
За долгие годы тот корявый саженец превратился в развесистую стройную березу, о которой так много написано стихов и полито слез эмигрантов.
В эту историю вмешалась современная реальность, в которой господин Ольштейн А.В. решил оборвать нить поколений… «а они по этой ниточке ножом».
И теперь меня с Серовом ничего не связывает, только чувство глубокого разочарования и выражения огроменного «фи» нонешнему креативному директору средней школы №13 города Серова.
Так что же такое историческая память? Какой срок ее действия?
Комментарий
По данному письму директор школы А.В. Ольштейн сообщил, что эта береза была спилена 2-3 года назад. Ветром уронило одну из ее веток, поэтому было принято решение спилить данное дерево, а на этом месте установить спортивный городок.