Стеклотару под алкоголь хотят запретить

Автор 21/01/2012 | Просмотров: 285

Летом 2012 года российские города, зачастую и без того не блещущие чистотой и ухоженностью, могут утонуть в специфическом мусоре. Таковы могут быть последствия утвержденного 16 августа прошлого года технического регламента Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, который запретил повторно использовать стеклянные бутылки для разлива алкогольных напитков и детского питания.

В России это приведет к росту свалок приблизительно на 30%: все использованные бутылки – а это 3 млрд в год – отправятся на полигоны.

То есть примерно 1 млн тонн стекла – столько, сколько мусора производит ежегодно такой город-миллионник, как Санкт-Петербург, или 40 городов, сопоставимых с Серовом.

 

Стеклотару под розлив алкоголя используют активно. Фото Александра Фанова.

По техническому регламенту таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии «О безопасности упаковки» использовать повторно бутылки для алкоголя и детского питания запрещено. В проекте другого регламента – «О безопасности алкогольной продукции» – прописан запрет разливать слабоалкогольные напитки, к которым относится и пиво, в полиэтиленовую тару (ПЭТ). Запреты вступят в силу 1 июля 2012 года. Максимальной емкостью для слабоалкогольных напитков устанавливается 0,33 л.

Странная договоренность трех стран однозначно приведет к целому ряду проблем, среди которых мусорная – только верхушка айсберга. Потеряют работу приемщики стеклотары, так как сбор бутылок станет бессмысленным и бесперспективным занятием.

А на очереди, глядишь, и пластиковая бутылка (ПЭТ), в которую нельзя будет лить алкоголь, включая пиво (если предлагаемый проект нового регламента будет утвержден).

В масштабах страны экономисты предрекают значительное повышение цен на пиво, закрытие мелких пивоваренных заводов, исчезновение пунктов приема стеклотары, ухудшение экологической обстановки и значительные потери в региональных бюджетах. Для Серова технический регламент «О безопасности упаковки» обернется своими проблемами.

«У нас своя система санитарной очистки города от стеклотары»

Индивидуальный предприниматель из Серова Мария К. несколько лет содержит два постоянных и несколько временных пунктов приема стеклотары. Одна из ее точек работает в подвале жилого дома по ул. Победы.

Днем три-четыре работника Марии собирают бутылки в том или ином месте города, меняя дислокацию. В основном, приемщики с мешками и ящиками стоят возле многоэтажек на ул. Заславского и на ул. Короленко.

По сведениям Марии, в городе, кроме принадлежащих ей, работают еще два постоянных пункта приема стеклотары.
Сбор стеклянных емкостей очень зависит от сезона и погоды. Зимой бутылок сдают примерно в 3 раза меньше, чем летом, когда народ пьет газировку и пиво.
Работник временного уличного пункта приема в холодные дни собирает, в среднем, два-три ящика тары, то есть 40-60 бутылок.
Цена на каждую колеблется от 10 до 50 копеек, в зависимости от вида бутылки.
– Если бутылки запретят использовать вторично, то плохо будет не только для нас и нашего бизнеса, но и для города в целом. Сейчас, хотим мы того или нет, многие пьют на улице – пиво, слабоалкогольные напитки – и оставляют тару где-нибудь возле скамейки или у газона. А не будут принимать – стеклянный мусор так и будет стоять или емкости станут просто разбивать, чтобы не нести до урны. Мы же постараемся переквалифицироваться на прием другого вида вторсырья.

Мария говорит, что за годы ее работы сложилась хорошо отработанная схема своеобразной уборки города от стеклотары и сбора этого вида сырья.

– У нас есть свои постоянные клиенты и партнеры, – говорит предприниматель. – Есть бабушки и дедушки, которые по привычке, много лет подряд носят пустые бутылки в пункт приема. Нарушить все легко. А вот найдутся ли потом желающие заниматься подобным не очень прибыльным и хлопотным видом бизнеса – сбором пустой тары?

Новость о впавших в немилость стеклянных бутылках наверняка огорчит малоимущих и пенсионеров, для которых сбор стеклотары стал дополнительным заработком. В «удачный» день на стекляшках они зарабатывают до 50-70 рублей, а после праздников – раза в три больше.

Но еще хуже то, что запреты на использование стеклянной и, возможно, даже пластиковой тары, ставшие частью национальной борьбы с алкоголизмом, могут, скорее, подхлестнуть любовь к водке. Ее, в отличие от слабоалкогольного пива, производство которого в связи с «упаковочными» запретами может снизиться на 30% , меньше не станет.

– Потребители снова вернутся в своих предпочтениях к водке, тогда как во всем мире борьба со злоупотреблением алкоголем ведется за счет замещения крепких напитков слабыми, – считает представитель «САБМиллер» Кирилл Болматов.

«Производство и потребление пива в последние 15 лет выросло в четыре раза. И это на фоне медленного (по нескольку процентов в год) снижения потребления крепкого алкоголя», – парирует предправления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.

В общем, довольны запретом повторного использования стеклянных бутылок могут быть, пожалуй, только медики. «В Европе, например, алкоголь продается в неудобной упаковке, есть ограничения и по объему, и по времени продажи. В некоторых странах алкоголь даже складывают в специальные пакеты, чтобы было видно, что именно купил человек. Это хоть и косвенно, но, несомненно, влияет на потребление», – такой точки зрения придерживаются многие наркологи России.

Запрет на использование стекла и ПЭТ-бутылок некоторые эксперты склонны расценивать как логическое продолжение антиалкогольной кампании, которая стартовала в России с подачи президента Медведева еще в августе 2009-го.
Первым делом было решено ограничить продажу алкоголя – по времени и месту.

Интрига, как именно это будет осуществляться и, главное, будет ли признано алкоголем пиво, до последнего времени регулировавшееся отдельным законом, сохранялась чуть ли не вплоть до 2011 года.

Но в итоге текст поправок оказался даже жестче, чем ожидали участники рынка. К алкоголю приравнено пиво и любые другие напитки с содержанием этилового спирта больше 0,5%. Закреплен на федеральном уровне запрет на ночную продажу любого алкоголя (до 1 января 2013 года он не распространяется на пиво и слабоалкогольные напитки) с 23.00 до 8.00, пишет газета «Ведомости».

Кроме того, с 1 января 2013-го нестационарная розница (ларьки, киоски) лишится возможности продавать пиво (ведь оно теперь — алкогольный напиток).

Трезвость нации – задача, безусловно, важная, но в России побочным эффектом борьбы с пьянством вновь становятся вопросы социального толка: от чистоты улиц и дворов до ликвидации специализированных предприятий, а значит – увольнений и сокращений работников отрасли.

К тому же торговля алкоголем может перейти на нелегальную основу. А это недополученные налоги, болезни и смерти от суррогатного спиртного, преступления, на которые толкнула неудовлетворенная жажда выпить.
И эти перспективы реальней и ближе, чем выгода от запрета вторичного использования тары для алкогольных напитков.
Ударим ценой по алкоголизму!
На 2012 год запланировано весьма ощутимое повышение акцизов на спирт и алкоголь. Впервые оно будет разбито на два этапа: в первом полугодии повышение составит 10%, во втором – еще 20%.

До внесенных в июле прошлого года изменений в Налоговый кодекс акцизы на алкоголь крепостью более 9% были установлены в 2011, 2012, 2013 годах на уровне, соответственно, 231, 254 и 280 рублей за 1 л безводного этилового спирта. Теперь же в первом полугодии 2012-го акциз будет составлять уже 254 рубля, а во втором – 300 рублей. Минимальная розничная цена на водку в этом году сохранится – 98 рублей за 0,5 л.

Но реальная минимальная розничная цена пол-литровой бутылки водки с 1 января составит 130 рублей, а с 1 июля 2012 года – 140-145 рублей, подсчитывают эксперты аналитического центра «ЦИФРА».




Поделись новостью в социальных сетях




  • медиамагнат

    лучше задайте себе вопрос и ответьте здесь — кому это выгодно?

Заметили ошибку в тексте?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Реклама

Новости Серова в вашем почтовом ящике. Еженедельно.

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными материалами www.serovglobus.ru.

Никакого спама. Все только по делу. Обещаем.

Нажимая на кнопку "Подписаться", вы подтверждаете, что даете согласие на обработку персональных данных.