С 1 апреля в случае отсутствия тахографа штрафные санкции будут применены к водителям автобусов с числом мест для сидения более 8, к транспортным средствам, перевозящие опасные грузы, и к грузовикам с полной массой более 15 тонн, осуществляющим междугородные перевозки.
– Введение мер, предусмотренных законом, пройдет в 4 этапа. Сейчас – первый. С 1 июля за отсутствие тахографов будут штрафовать автобусы и грузовики с массой более 15 тонн, с 1 сентября – грузовики массой более 12 тонн, а с 1 апреля 2015 года приборы учета должны быть на всех автомобилях от 3,5 до 12 тонн, – комментирует нововведение старший государственный инспектор безопасности дорожного движения Иван Шуваев.
Дорого, однако!
Отправляемся на пункт весового контроля, что на выезде из города. Трасса Серов-Екатеринбург встречает обилием большегрузных машин. Некоторые стоят на обочинах. Они проходят контроль. Инспектор дорожно-постовой службы проверяет документы водителя старого ‘МАЗа. Нарушений нет.
– Насколько я знаю, с 1 апреля за отсутствие тахографов штрафуют только водителей, везущих опасные грузы, и еще автобусы. На нас пока что закон не распространяется, я и еду спокойно, – говорит водитель грузовика Андрей Мамедов.
Пока что Андрей, как и многие другие водители, спокоен. Пункты закона для грузовиков его класса еще в силу не вступили. Но что будет потом?
– У меня своя машина МАЗ 2000 года выпуска. Там конечно стоит тахограф, но он аналоговый, с пишущей «шайбой». Выполняет вроде те же функции, что и новые приборы. Но у нас на дорогах требуются именно новые модели. Те, что были раньше, уже не подходят. Новый тахограф можно установить, только стоит такая услуга от 60 до 70 тысяч. Я лично очень этим недоволен, на этом как всегда кто-то зарабатывает деньги, – негодует водитель Алексей Метелев.
Работает Алексей на новенькой «Скании» 2012 года выпуска, которая в штатном режиме оснащена тахографом нужного образца. Как в ближайшем будущем выполнять перевозки на личном МАЗе, Алексей сказать затрудняется.
– Тахографы старого образца не подходят потому что не могут фиксировать режим работы конкретного водителя. Они выдают показания в целом: сколько проехала машина и сколько простаивала. Тахографы нового образца имеют разъем для индивидуальной карточки водителя, откуда считывается не только информация о работе и отдыхе, но и о нарушениях конкретного шофера, ведь очень часто дальнобойщики работают по двое, – рассказывает инспектор Иван Шуваев.
Прибор поставим, а дальше что?
Казалось бы все логично. Рабочее время водителей хотят взять на контроль. Однако возникает и другая трудность.
– Были бы еще места для отдыха, а то их ведь нет. Вот время кончилось по прибору и где спать? На обочине, чтобы кто-то в машину въехал? Или «запаску» своровали? Отдыхать надо, потому что тяжело, устаешь. Очень много аварий происходит из-за этого. Но принять такие приборы мы еще не готовы, слишком высока их стоимость. Короче, закон приняли, а с людьми не считаются, вертитесь как хотите, – высказывается дальнобойщик Алексей.
– Возможно стоянок действительно меньше, чем хотелось бы. Значит водителю необходимо продумать свой маршрут заранее, чтобы разногласий с показаниями прибора не было. Парковать свой автомобиль он должен в соответствии с правилами, а не на обочине. И в пути тянуть до последнего не обязательно, – отзывается инспектор ГИБДД.
– Насколько мне известно, таким устройством можно оборудовать любой автомобиль. Было бы желание. Я езжу по области на небольшие расстояния, да еще на »ГАЗели», – говорит водитель миниатюрного панелевоза Геннадий Мазеин. Знаю конечно, что необходимо будет установить тахограф, но не сейчас. Инспекторы ДПС пока что на счет прибора у меня не интересовались.
– В моей машине тахограф есть, но он не работает, благо что инспекторы пока не останавливают. Но мне кажется скоро начнут. Где найти специалистов, которые установят этот прибор, и где взять на это деньги? – рассуждает водитель многотонного тягача Сергей Клочев.
– Существуют ряд фирм, которые занимаются установкой данных электронных приборов, они есть и в Серове, и в Екатеринбурге. Говорят, что услуга эта недешевая, поэтому и был дан практически год на ее реализацию для большей части водителей, – заочно на волнующие многих шоферов вопросы отвечает Иван Шуваев. – Одна из главных отличительных черт цифрового тахографа – невозможность обмана, в отличии от моделей-предшественников. Любое механическое вмешательство или неверный ввод данных будет зарегистрирован в памяти устройства и может быть обнаружен во время проверки.
Специальные приборы скоро появятся на вооружении сотрудников ДПС. Карта водителя будет вставляться в него, а информация считываться. Таким образом сотрудник ГИБДД на месте сможет определить все необходимые данные.
Тахографы, разрешенные к применению в России, вносятся в реестр ФБУ Росавтотранс. В настоящее время в реестре шесть моделей тахографов:
– ШТРИХ-ТахоRUS;
– КАСБИ DT-20M;
– Меркурий ТА-001;
– DTCO 3283;
– ТЦА-02НК;
– Drive 5.