«Никто не закроется. Спорим на коньяк», – одна из фраз последнего времени, которая резанула слух. Так на заседаниях думских комиссий обсуждали обращение предпринимателей к депутатам. Звучало, что бизнесмены на несколько раз в году отправляются в теплые края, в то время как простой начальник цеха на заводе не может себе это позволить. Вспоминали обычный «набор»: зарплаты в конвертах, недвижимость, зарегистрированную на инвалида и т.д.
Уж не знаю, как там бедный начальник цеха, трудности его жизни простым смертным, в лучшем случае получающим «среднюю по больнице» зарплату около 20 тыс. рубликов, не осознать. Но вот пару слов в защиту предпринимателей сказать хочется. В конце концов эти люди не сидят на шее у государства, дают работу сотням людей, платят налоги, занимаются благотворительностью, помогают городу. И надо понимать, что если уж они обратились к власти, значит на самом деле прижало. Закроют или не закроют они свой бизнес – вопрос открытый. Ничто ведь не мешает закрыть в Серове и открыть в другом городе и вести дела там. Выиграет ли от этого Серов?
Если уж беремся считать чужие деньги, то стоит обратить взор и на первых лиц города. Таковых аж три.
Все-таки удивительный город Серов. Или как там всегда говорил его прежний глава Владимир Анисимов, «серовская нация». Уж доподлинно неизвестно, что Владимир Федорович имел в виду, утверждая это, но то что серовцы очень любят свою власть трудно оспорить. Иначе чем можно объяснить, что в городском округе аж три высших должных лица, получающих заработную плату из бюджета. Соседние города живут поскромнее: Карпинск вот имеет двуглавую власть – глава города (избирается народом) и председатель Думы, работающий на освобожденной основе. В Краснотурьинске и того скромнее. Главу там тоже выбирают жители, а вот председатель Думы совмещает свои полномочия с трудовыми обязанностями на непосредственном рабочем месте. И ничего, справляется.
В Серове же есть глава городского округа, он же председатель Думы, причем на эту должность может попасть любой из депутатов (главу избирают не жители города, а сами же народные избранники). Не будем даже вдаваться в хитросплетения избирательного процесса по партийным спискам, когда в состав Думы могут войти даже не первые номера, которые являются паровозами кампаний, а люди большинству и вовсе неизвестные. Есть глава администрации. Или как любят говорить в народе «хозяйственник». Третья же должность – это заместитель председателя Думы. Также на освобожденной основе.
Как же распределены обязанности радения за народные интересы между ними? Пробуем разобраться.
Первый среди равных
Глава является высшим должностным лицом городского округа и наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Выборы главы проводятся тайным голосованием, он избирается большинством голосов от установленной численности депутатов на срок полномочий Думы. Днем вступления главы городского округа в должность считается день публичного принятия им присяги. Глава городского округа подконтролен и подотчетен населению и Думе городского округа.
В этой выдержке из официального документа особенно привлекает внимание последняя фраза о подотчетности населению. Вы, уважаемые читатели, припоминаете хоть один случай, когда Елена Бердникова отчитывалась перед серовчанами? Даже ежегодный отчет произносится перед узким кругом: депутаты, администрация, СМИ.
В своем отчете Елена Бердникова указала, что особое внимание уделяла исполнению Указов президента. Много в отчете написано о проведенных совещаниях и заседаниях, координации действий, в том числе и различных комиссий и советов (о советах «Глобус» уже писал).
Чем занят глава городского округа? К полномочиям главы отнесено следующее:
– представляет городской округ в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени городского округа;
– подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые Думой;
– вправе требовать созыва внеочередного заседания Думы;
– заключает контракт с главой администрации;
– издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения;
– обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
– исполняет иные полномочия, установленные законами.
– Глава представляет Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности.
Глава, как одновременно и председатель Думы, имеет следующие обязанности:
– представляет Думу в отношениях с населением, органами государственной власти, органами и должностными лицами местного самоуправления, учреждениями и организациями независимо от форм собственности;
– обеспечивает взаимодействие Думы с органами местного самоуправления других муниципальных образований;
– подписывает решения Думы;
– издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Думы;
– организует работу Думы, координирует деятельность постоянных и временных комиссий, дает поручения по вопросам их ведения;
– осуществляет прием граждан;
– информирует население о деятельности Думы;
– организует профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование депутатов Думы;
– осуществляет иные полномочия по организации деятельности Думы.
Второй среди равных?
Обязанности заместителя председателя Думы не удалось найти в документах, но о них любезно рассказала глава СГО Елена Бердникова в ответ на письменный редакционный запрос. Выяснилось, что обязанности заместителя закреплены распоряжением главы СГО.
Среди них (всего 17 пунктов):
– исполнение полномочий главы СГО в случае досрочного прекращения полномочий или временного отсутствия;
– руководство деятельностью аппарата Думы;
– координация работы комиссий Думы и участие в их работе;
– организация подготовки депутатских слушаний и иных мероприятий Думы;
– контроль за подготовкой вопросов и проектов решений, вносимых на рассмотрение постоянных комиссий;
– организация работы по контролю за исполнением принятых Думой решений;
– участие в экспертизе проектов нормативных правовых актов Думы;
– организация разработки проекта плана работы Думы на очередной период и контроль его исполнения;
– организация разработки проекта повестки и подготовки очередного заседания Думы;
– прием граждан, рассмотрение обращений граждан;
– обеспечение взаимодействия Думы с органами местного самоуправления;
– координация деятельности Общественной палаты, молодежной палаты;
– взаимодействие Думы с предприятиями и организациями, общественными объединениями и т. д.;
– участие в работе Совета представительных органов муниципальных образований Свердловской области;
– принятие мер по обеспечению гласности в работе Думы;
– контроль текущего состояния раздела Думы на официальном сайте администрации СГО;
– выполнение поручений главы СГО.
В подчинении заместителя председателя находится орготдел аппарата Думы.
Хозяйственник
Главой администрации городского округа является лицо, назначаемое на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий Думы. Условия контракта утверждаются Думой и законом Свердловской области. Контракт заключается главой городского округа. Глава администрации подконтролен и подотчетен Думе; представляет Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности администрации.
Полномочия и сфера ответственности главы администрации довольно обширны и охватывают все нюансы жизни города. Сити-менеджер должен руководить работой своей администрации и исполнять решения Думы, которая в свою очередь принимает решения как тратить бюджетные деньги.
Полномочия главы администрации:
– учреждает (определяет) печатный орган СМИ для опубликования муниципальных правовых актов, доведения до сведения жителей официальной информации;
– заключает договоры и соглашения от имени городского округа;
– принимает меры по обеспечению и защите интересов городского округа в суде, арбитражном суде, а также в государственных органах;
– осуществляет личный прием граждан;
– обеспечивает опубликование муниципальных правовых актов;
– организует выполнение решений Думы;
– организует работу по разработке проекта местного бюджета, проектов программ и планов социально-экономического развития;
– распоряжается средствами администрации;
– организует и обеспечивает исполнение отдельных государственных полномочий;
– представляет на утверждение Думе проекты планов и программ социально-экономического развития, отчеты об их исполнении;
– представляет на утверждение Думе проект бюджета и отчет о его исполнении;
– вносит в Думу проекты или дает заключения на проекты НПА Думы, предусматривающих установление, введение в действие и прекращение действия местных налогов и сборов, установление налоговых льгот, оснований и порядка их применения, осуществление расходов из средств местного бюджета;
– представляет Думе проекты НПА, определяющих порядок управления муниципальным имуществом;
– представляет на утверждение Думе структуру администрации, формирует администрацию;
– принимает решение о подготовке проектов генерального плана, правил землепользования и застройки;
– утверждает план реализации генплана;
– утверждает состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки;
– принимает решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения, о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения;
– принимает решение о разработке документации по планировке территории городского округа;
– утверждает местные нормативы градостроительного проектирования;
– принимает решения о переводе жилых помещений в нежилые и наоборот;
– устанавливает порядок ведения реестра расходных обязательств;
– принимает решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых работ;
– руководит деятельностью администрации на принципах единоначалия;
– в пределах своей компетенции контролирует деятельность должностных лиц местного самоуправления;
– назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений администрации, муниципальных предприятий и учреждений;
– применяет меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначенным им должностным лицам;
– осуществляет организацию охраны общественного порядка;
– осуществляет обеспечение первичных мер пожарной безопасности;
– в пределах своих полномочий издает постановления по вопросам местного значения и вопросам;
– утверждает тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;
– организует профессиональное и дополнительное профессиональное образование муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;
– осуществляет иные полномочия, установленные законами.
В «сухом остатке»
Анализирую занятость первых лиц, ощущаешь дежавю, особенно когда речь идет о председателе и заместителе председателя Думы. В некотором роде их обязанности дублируют друг друга.
Зачем вообще люди идут в Думу? Ведь два этих руководителя – люди избранные депутатами. По крайней мере изначально. Предполагалось, что они шли в Думу представлять интересы избирателей. И уж там, в Думе то есть, коллеги выдвинули их на посты.
Так стоит ли финансировать из бюджета обе должности? Совещаний так много, что один человек не справляется и приходится содержать двоих? Не проще ли задаться вопросом о целесообразности заседаний? Может многие из них вполне можно и не проводить? Зато какая будет экономия бюджетных средств, если оставить на высокой должности только одного…
Кстати
В числе прочих задавали главе городского округа Елене Бердниковой и вопрос о том, рассматривалась ли возможность перевода работы заместителя председателя Думы на неосвобожденную основу. В целях экономии бюджета. На что Елена Владимировна любезно пояснила, что «рассмотрение вопроса об исполнении полномочий заместителя председателя Думы на непостоянной основе возможно только при условии внесения соответствующих изменений в Устав СГО».
Во внесении изменений в Устав нет ничего невозможного. И распространятся таковые изменения в Устав только на следующий состав Думы, а действующие и не затронут. Другое дело, что «сокращение» должности зампреда, как один из методов экономии, думцами не обсуждался. Может стоит и обсудить? Говорят, что кризис на дворе…