Наверное, знаменитая «Джоконда» сейчас не считалась самой известной картиной в мире, если бы не произошедшая с ней 21 августа 1911 года история похищения.
А было так
21 августа 1911 года в «Красный» салон Лувра приехал живописец, который хотел написать копию «Моны Лизы». Каково же было его удивление, когда он увидел, что там где обычно находилась картина, была пустая стена. «Может быть ещё с выходных осталась у фотографов и наверное её скоро вернут», – сказали ему служители музея. Но время проходило, а шедевр не появлялся. Художник начал волноваться и скандалить. И тогда служители направились поторопить фотографов. Но у тех не было и в планах фотографировать картину. Точно также как и у реставраторов. Наконец, до охранников дошло, что шедевр украден.
Случился сумасшедший скандал. Тогдашний директор Лувра Омоль, который только-только хвалился, что выкрасть «Мону Лизу» так же сложно, как похитить Нотр-Дам, был уволен из музея. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических склок. Французская республика хотела реванша за поражение от Германии в 1870 году. Предчувствовалась новая европейская война. В этой нервной атмосфере кража картины Леонардо была принята гражданами Франции, как национальное поругание.
Подозреваемые в похищении Джоконды:
Несмотря на поднятую шумиху и все приложенные усилия, полиция так и не смогла найти вора.
13 декабря 1913 года владельцу галереи «Уффици» во Флоренции позвонил неизвестный, который отрекомендовал себя, как Леонардо. Незнакомец признался, что именно он украл картину, и предложил взять Джоконду на экспертизу. Полиция быстро арестовала подозреваемого. Им оказался работавший в Лувре специалистом по зеркалам итальянец Виченцо Перуджа. Как было заявлено, он украл картину из французского музея для возвращения шедевра на Родину, в Италию.
Мужчина объяснил, что его задача была — вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. О том, что Франция купила этот шедевр за 300 лет до прихода Наполеона, Леонардо не знал. Он привёз полотно из Парижа во Флоренцию в дорожной сумке с потайным дном. Там, скрытую под грязной одеждой, и увидел её шокированный антиквар, когда пришёл в гостиницу к похитителю.
Виченцо Перуджа некоторое время работал в Лувре. Именно он сделал остеклённую раму-короб, куда помещали «Джоконду». В тот небезызвестный понедельник, когда произошла кража, он навещал в музее своих друзей-рабочих. Лувр был закрыт. Но сторож, знавший Перуджу, открыл ему. Оказавшись один на один с картиной, итальянец спокойно снял ее со стены и вышел через боковую лестницу. По дороге вынул из рамы и спрятал под халатом. Так «Джоконда» разместилась у него дома под матрацем и он спал на картине больше двух лет.
То изящество, с которым произошло похищение, подмочило репутацию охранников Лувра. Опозорилась и французская полиция. Оказалось, что «пальчики» Перуджи были в картотеке. Он не раз имел проблемы с законом.
Во многом благодаря краже «Джоконды» криминалистика обязана окончательной победе дактилоскопии. А преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, расплатились годами тюрьмы.
Кстати, Перуджа рассказал на суде, что он сомневался, какую картину брать. Там были и Тициан, и Рафаэль, и другие, пригодные для его патриотической миссии картины. Он уже хотел взять «Венеру и Марса» художника Мантеньи, но припомнил как некоторые посетители музея читали слова из произведения Патера перед «Джокондой» и решил, что это лучшая картина, раз перед ней люди читают молитвы.
Интересные факты о картине: