7 ноября 1783 года состоялось последнее аутодафе: в Севилье публично сжигается последняя жертва испанской инквизиции, а в Англии в этот же день в последний раз в присутствии зевак вешается заслуживший такое наказание преступник.
Аутодафе (ауто—да—фе, ауто де фе; порт. auto da fé, исп. auto de fe, лат. actusfidei, буквально — акт веры) — в средние века в Испании, Португалии и их колониях торжественное объявление приговора инквизиционного суда, сопровождавшееся, в большинстве случаев, возвращением покаявшихся еретиков в лоно церкви, или их наказанием, в том числе «казнью без пролития крови» — часто это было сожжение осуждённых.
Святая инквизиция (Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium, «Святой отдел расследований еретической греховности») — общее название ряда учреждений
Римско-католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью. Начиная со II века, христианские авторитеты (епископы и местные синоды) обличали некоторых богословов как еретиков и определяли доктрину христианства более ясно, стараясь избежать ошибок и разночтений. В связи с этим ортодоксальности
(правильная точка зрения) стали противопоставлять ересь (выбор; подразумевается, что ошибочный).
Особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция» был создан в 1215 году папой Иннокентием III. Церковный трибунал, которому было поручено «обнаружение, наказание и предотвращение ересей», был учреждён в Южной Франции Григорием IX в 1229 году. Этот институт достиг своего апогея в 1478 году, когда король Фердинанд и королева
Изабелла с санкции Папы Сикста IV учредили испанскую инквизицию.
Конгрегация священной канцелярии была учреждена в 1542 году, заменив собой «Великую римскую инквизицию», а в 1917 году ей были переданы также функции упразднённой конгрегации индекса. В 1908 году переименована в «Конгрегацию доктрины веры». Работа этого учреждения строилась в строгом соответствии с действующим тогда в католических странах
законодательством.
С конца XV века, когда в Европе начинают распространяться представления о массовом присутствии заключивших договор с нечистой силой ведьм среди обычного населения, в
её компетенцию начинают входить процессы о ведьмах. В то же время подавляющее число приговоров о ведьмах вынесли светские суды католических и протестантских стран в XVI и XVII веках.
Также в компетенцию инквизиции с 1451 года Папа Николай V передал дела о еврейских погромах. Инквизиция должна была не только наказывать погромщиков, но и действовать превентивно, предупреждая насилие. Внесудебных расправ инквизиция не
допускала. Кроме обычных допросов, применялась, как и в светских судах того времени, пытка подозреваемого. Юристы католической церкви огромное значение придавали
чистосердечному признанию. В том случае, если подозреваемый не умирал в ходе следствия, а признавался в содеянном и раскаивался, то материалы дела передавались
в суд.
Хронологически историю инквизиции можно разделить на три этапа:
1. Додоминиканский (преследования еретиков до XII века);
2. Доминиканский (со времени Тулузского собора 1229 г.);
3. Испанская инквизиция.
В 1-м периоде суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование их имело временный и случайный характер;
во 2-м создаются постоянные инквизиционные трибуналы, находящиеся в специальном ведении доминиканских монахов;
в З-м инквизиционная система тесно связывается с интересами монархической централизации в Испании и притязаниями её государей на политическую и религиозную супрематию в Европе, сперва служа орудием борьбы против мавров и евреев, а потом,
вместе с Иезуитским орденом, являясь боевою силою католической реакции XVI века против протестантизма.
Испанская инквизиция преследовала многие группы населения, но более других катаров, марранов и морисков. Катары это последователи альбигойской ереси, марраны
— крещеные евреи, а мориски — крещеные мусульмане.
Жертвами инквизиции стали многие выдающиеся учёные, мыслители (Дж. Бруно, Дж. Ванини и др.).Только за 18 лет деятельности главного испанского инквизитора
Торквемады (15 в.) было сожжено заживо более 10 тысяч человек. В 18 в. инквизиция была упразднена в большинстве стран Западной Европы, в 19 в. — в Португалии (1820), Испании (1834), Папской области (1859). Частично функции инквизиции перешли к Конгрегации священной канцелярии (одному из влиятельных органов папской курии, на которую в середине 20 в. была возложена функция борьбы с коммунизмом); в 1965 она была реорганизована в Конгрегацию вероучения.