21 июня 1975 года на экраны вышел фильм Стивена Спилберга «Челюсти».
В 1974 году 34-летний Питер Бенчли выпускает роман Челюсти, который тут же становится бестселлером. Причина – новая героиня – акула, которая впервые появляется в жанре приключенческого романа такого калибра. До этого Бенчли пописывал статейки про этих хищников в документальном жанре. И вот с подачи редактора одного из издательств (Том Конгдон, Doubleday) и аванса в тысячу долларов началась самая впечатляющая интрига современного кинематографа – история блокбастера «Челюсти» и его сиквелов.
Интересно, что:
Бенчли для романа взял основу из реальных событий:
В 1964 году действительно рыбаками была поймана большая белая акула впечатляющих размеров – ее вес составлял 4,5 тыс. фунтов (2065 кг). Такие габариты и послужили источником идеи появления образа акулы-людоеда. И, правда, что еще мог делать такой гигант в океанских пучинах?
В 1914 году также случилось событие, легшее в канву сюжета – в Нью-Джерси в течение 14 дней погибло пять человек от инцидентов встреч с этой «белой смертью».
Кроме того, для сценария фильма «Челюсти» Бенчли и Спилберг воспользовались следующими источниками:
1. Научная книга П.Мэттисена «Голубой меридиан: Поиск белой акулы».
2. Документальный фильм «Голубая вода, белая смерть».
3. Художественная литература – Г.Мелвилл «Моби Дик».
4. Фильмы ужасов США – «Чудовище из Черной лагуны», «Чудовище, поглотившее мир».
По признанию Бенчли, на этом проекте – книга и фильм – он заработал столько, что смог впоследствии целых 10 лет быть независимым автором и писать сценарии, статьи и книги совершенно свободно. Правда, автор впоследствии утверждал, что он ни за что бы не стал писать такую книгу, если бы в тот момент хоть немного знал о настоящей психологии и поведении акул.
В свою очередь и продюсеры ленты отмечали, что также никогда не взялись бы за это дело, если бы перечли роман «Челюсти» по второму разу. Правда, здесь сработала не гуманитарная составляющая, а скорее менеджерские сложности. Съемки «Челюстей» реально оказались почти авантюрой, причем трудноподъемной как в организации, так и в техническом обеспечении.
«Наследник Хичкока» желал победы акуле-людоеду!
Так отозвался сам 28-летний Спилберг о романе «Челюсти». Мастер саспенса не испытал добрых чувств к человеческим героям романа, а потому поначалу искренне хотел видеть акулу победительницей.
Для молодого режиссера эта лента стала судьбоносной. За его плечами до этого было пару лент, а теперь впереди открывались безграничные горизонты. Хотя в последний день съемок Спилберг, по его собственному признанию, был уверен, что его карьера в кино уже бесславно закончилась.
А по воспоминаниям участников процесса, съемки фильма «Челюсти» были и вовсе чередой неприятностей: время затянулось втрое (при плане на фильм в 52 дня вышло 155), периодически возникали ситуации, грозящие забастовкой актеров, случались и почти трагические эпизоды, едва не стоившие жизни самому режиссеру и его компаньону Готлибу. Да и все очевидцы горемычного процесса рождения «Челюстей» за глаза называли эту ленту «браком» и «ошибкой».
Фильм «Челюсти» за один только 1976 год собрал:
3 Оскара
19 мировых премий, среди них «Золотой глобус», «Золотая спираль», «BAFTA Film Award», «WGA Award», «Золотой экран», «Грэмми».