«Что такое мост? Приспособленье для простуд». Не согласимся с Маяковским: мост нужен людям, чтобы форсировать препятствие – реку. С годами человек научился строить мосты длиной в несколько километров. И вот вам десятка самых длинных мостовых переходов России. 

10. Мост на десятой позиции – самый знаменитый.  Прославленный вантовый мост через пролив Босфор Восточный во Владивостоке, соединяющий полуостров Назимова с мысом Новосильского на острове Русском, возведен в рамках подготовки к саммиту АТЭС в 2012 году. И хотя его длина 3100 метров – весьма скромная, у Русского моста есть и собственные рекорды. Это самый большой в мире пролет среди вантовых мостов – 1104 метра и самые высокие пилоны – 324 метра.

 

9. «Амурское чудо» возвели еще до революции. Алексеевский, в честь наследника цесаревича, мост через Амур общей длиной 3890,5 метров освятили и пустили в эксплуатацию 18 октября по новому стилю 1916 года. В гражданскую  войну  мост взорвали, и  целых пять лет Транссибирская железнодорожная магистраль была разорвана. Изящные фермы «царского моста» можно увидеть теперь лишь в музее его истории. А вот нынешним,  Хабаровским, полностью обновленным двухъярусным железнодорожно-автомобильным мостом может любоваться любой желающий на всех просторах нашей страны. Для этого нужно лишь открыть бумажник: Хабаровский мост изображен на купюре в 5000 рублей.

8. Юрибей – речка Мутная. И не в шутку, а по прошлому названию. В XVI веке по реке Мутной на Ямале проходил торговый путь. В XXI веке через Мутную, ныне именующуюся Юрибей, перекинули железнодорожный мост длиной 3900 метров. Самый длинный мостовой переход за Полярным кругом выстроили в рекордно короткие сроки – меньше, чем за год. Он позволил завершить строительство железной дороги на Бованенково и начать эксплуатацию гигантского Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения. Велика ли речка, через которую перекинут столь длинный мост? Не так велика, как широко разливается, и мостостроители это учли.

 

7. Подходы, подъезды, транспортные развязки и собственно автомобильный мост длиной 701 метр, соединяющий проспект Димитрова на правобережье Оби в Новосибирске с проездом Энергетиков на левом берегу. Всего в сумме пять километров длины ставят этот мост на седьмое место в России. Или на третье: в момент его постройки (а мост открыт в 1978 году) цельносварные мосты без болтовых соединений были построены в СССР в Москве и в Киеве.

6. В 2012 году к саммиту АТЭС Владивосток обогатился тремя мостами. Один из этих трёх, мост через Амурский залив  длиной 5331 метр соединяет полуостров Де-Фриз с полуостровом Муравьёва-Амурского. Его по-особенному осветили – светодиодными фонарями, которые позволят экономить электроэнергию. Экономится и время: от аэропорта до города по скоростной магистрали  можно теперь доехать за 20 минут.

 

5. Годами и десятилетиями из деревни Оськино в деревню Старая Шегарка зимой ходили по льду. Летом берега Оби соединял седой, как в песне, паромщик. А к излету СССР здесь в Томской области пустили в эксплуатацию Шегарский мост. Пятый в России мостовой переход длиной 5880 метров лежит на Шегарском тракте, то есть на дороге Томск-Мельниково. Над Обью можно и пешочком прогуляться: с обеих сторон моста лежат тротуары полутораметровой ширины.

4. Волгоградский мостовой переход длиной 7100 метров  начинается от Мамаева Кургана и заканчивается  выходом на дорогу, соединяющую город Краснослободск и райцентр Средняя Ахтуба в Волго-Ахтубинской пойме. Это часть нового транспортного коридора Восток-Запад. Мост обеспечивает выезд в сторону Астрахани, Саратова,  стран Центральной Азии. Да жаль, репутация его слегка подпорчена: в мае 2010 года он начал так раскачиваться, что получил прозвище «Танцующий мост». Потом танцы прекратились: на мосту установили демпферы, то есть гасители колебаний.

3. Считайте: мост через основное русло Волги 2350,7 метра, мост на острове Котлубань – 310, мост через реку Каюковка 667,8 метра, мост через реку Малая Каюковка – 304,8 метра, левобережная эстакада 378,84 метра и пять путепроводов общей длиной 424 метра. Мало? Так прибавьте 8747,2 метра подходов и получите новый Саратовский мост через Волгу у села Пристанное – 12760 метров. Немаленький мост сократил большие расстояния: с его помощью дорога из Европы в Азии стала короче на 500 километров!

2. Мостовой переход через Волгу, точнее через Куйбышевское водохранилище в районе Ульяновска начали проектировать при советской власти: проект утвердили решением Совмина РСФСР в 1988 году. Но вместо запланированных 9 лет мост строили 23 года, а 38,4 миллиарда рублей, в которые он обошелся, невозможно и сравнивать с 400 миллионами перестроечных времен. Но вышел красавец! Двухъярусный балочный мост носит сейчас имя Президентский и имеет общую длину 12970 метров. Собственно надводная часть – 5825 метров.

 

1. Бывали ль вы в селе Сорочьи Горы в Татарстане?  Сегодня скромное татарское село на берегу Камы имеет все шансы угодить в список достопримечательностей. Ведь именно здесь у села спешно достраивают вторую очередь самого длинного в России автомобильного моста – без тридцати трех метров 14 километров. В этом сложном инженерном сооружении собственно над водой висит чуть более двух километров:  1608 метров  насчитывается в мосте через Каму,  549,9 метров в мосте через речку Архаровка и 69,8  через Курлянку.