18 сентября 1698 года — 318 лет назад — В Бастилию переведен таинственный узник, известный как «Железная маска». Личность этого легендарного узника окутана тайной. Неоднократно увековечена в кинематографе.
Профессор истории университета в Калифорнии Пол Соннино утверждает, что ему удалось установить личность человека, который носил прозвище Железная Маска, и был таинственным узником времен Людовика XIV. Об этом ученый рассказывает в своей новой книге «The Search for the Man in the Iron Mask: A Historical Detective Story» (В поиске Человека в Железной маске: Историческая детективная повесть»).
Как считает Сонино, узника звали Эсташ Доже. Доже был камердинером кардинала Мазарини, который был первым министром Франции во времена раннего периода правления Людовика XIV. В тюрьму он попал, так как посчитал, что часть богатств Мазарини была украдена у короля и королевы Англии. Доже также пригрозили, что в случае, если его личность раскроют, он будет убит.
Таинственный узник умер в 1703 году в Бастилии умер узник. Вообще легенда о Железной маске чаще всего по справедливости связывалась со знатными людьми Франции. Конечно, наиболее известна версия о мнимом брате-близнеце короля Людовика XIV, который был так на него похож, что его лицо решили скрыть за железной маской.
С рождением Людовика XIV действительно связывают определенную тайну. Хотя Людовик XIII и его супруга поженились пятнадцатилетними, дети у них родились лишь когда им было за 35 лет. Достаточно долгое время брак был бездетным, пока Франция, затаив дыхание, ждала наследника, это было очень важно. Между супругами были плохие отношения, что и приводило к долгому отсутствию наследников у царской четы. Затем все-таки родился старший сын, Людовик, Франция была очень рада, но, вполне возможно, что долгое ожидание наследника и солидный возраст царственных супругов повлиял на возникновение дальнейших слухов и легенд. Одна из легенд гласит, что детей было двое, и второй ребенок был настолько похож на Людовика XIV, что, чтобы не возникло между братьями борьбы за престол, его лицо скрыли под маской, и судьба его теряется. Это была памфлетная публицистика, уже в период правления Людовика, многие были им недовольны. Вероятно, такие листки попались и Александру Дюма. Однако, нет ни одного подтверждения, что у Людовика был брат-близнец, зато у него был младший брат. Он не носил железную маску, и его судьба известна. Как правило, преступлением настоящих «Железных масок» было преступление против абсолютной власти короля.
Наверное, стоит сказать, какой именно была Железная маска. Обычно маску изображают как подобие рыцарского шлема, однако большинство свидетелей сходятся на том, что маска выглядела иначе. Железными называли тканевые маски на железном каркасе, которые надевали на высокопоставленных узников, когда их арестовывали и сопровождали в Бастилию. Бастилия была действительно страшной тюрьмой, потому что туда заключали по личному распоряжению короля, то есть, практически без суда и следствия. Дабы не вызывать возмущения, чтобы люди только догадывались, куда исчез высокопоставленный человек, его лицо скрывалось под маской. Вот эта легенда и породила историю о Железной маске, а романтический вымысел, который стал ее окружать, разрастался далее усилиями романистов и самим народом.
Человек в железной маске, кто он?
Окутанный тайнами образ человека в железной маске не только остался в истории, но «перекочевал» в литературу и кинематограф.
Рассказал о «заключенном» иезуит Гриффэ, служивший в Бастилии 9 лет духовником. Согласно его словам, загадочного узника привезли на носилках 19 сентября 1698 с острова Святой Маргариты, и его лицо закрывала плотная черная бархатная маска. Позже она «превратилась» в железную — уже в легендах.
«Век Людовика XIV» (1751)
Философ-просветитель Вольтер первым написал о Железной маске, предположив, что узник — брат Людовика XIV. Его герой описан так: «ростом выше среднего, молодой, обладающий благороднейшей осанкой. В пути он носил маску со стальными задвижками на нижней ее части, которые позволяли ему есть, не снимая маски. Был отдан приказ убить его в случае, если он снимет маску».
«Виконт де Бражелон» (1847-1850)
Александр Дюма (отец) продолжил тему, заданную Вольтером, в своем романе «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» (последняя часть трилогии о мушкетерах).
Согласно книге, узника по имени Марчиали (брата короля) в тюрьму заключил кардинал Мазарини. Пленник содержался лучше, чем его товарищи, но надзор за ним был строже. Мушкетеры совершили подмену и освободили несчастного узника, оставив на его месте настоящего Людовика XIV. Правда, спустя сутки, бывший пленник был снова возвращен под стражу на остров Св.Маргариты — в этот раз уже навечно.
Наиболее известной частью трилогии «Виконт де Бражелон» стала «Человек в железной маске». Позже автор написал о загадочном герое еще раз — в «Узнике Бастилии».
«Тюрьма» (1822)
Другого француза, Альфреда де Виньи, в истории узника больше интересовали вопросы морали и философии. Писатель задается вопросом, что такое настоящая свобода (внешняя и внутренняя), а его герой в своем воображении сам создает то, чего ему так не хватает: общения с другими людьми, права передвигаться в любом направлении, любви. Даже в название де Виньи выносит слово «Тюрьма». Его персонаж, в отличие от Дюма-отца, так и не покидает стен темницы и умирает в заточении.
«Близнецы» (1839)
Еще один исследователь истории о человеке в железной маске — Виктор Гюго. Пьесу «Близнецы» он написал не в самый удачный период: его предыдущая пьеса, «Рюи Блаз», не имела громкого успеха, и Гюго был этим разочарован. Интересно, что даже в истории таинственного узника писатель находит место для любви: человек в железной маске влюблен в девушку, песни которой он слышит за стенами его камеры.
«Человек в железной маске» в кинематографе
История несчастного узника впервые появилась на экране еще в 1929 году — в немом фильме «Железная маска» (в главной роли — Дуглас Фэрбенкс). Книгу Дюма после этого экранизировали несколько раз: самой известной версией стала лента 1998 года «Человек в железной маске» с Леонардо ди Каприо (режиссер — Рэндел Уоллес). Авторы перекроили сюжет на свой лад: мушкетерам все же удается освободить узника (его по фильму звали Филиппом), а в тюрьму посадить его брата Людовика XIV в железной маске. Д’Артаньян, согласно сценарию, был родным отцом Филиппа и Людовика.